В редакции Налогового кодекса, действовавшей до 1 января 2007 года, при всем желании невозможно было найти такое понятие, как приостановление выездной проверки. Впрочем, представляется, что сами налоговики не особо нуждались в данной процедуре. Ведь в тот период срок проведения подобного мероприятия контроля исчислялся как время фактического нахождения инспекторов на предприятии. Таким образом, те периоды, когда налоговики не посещали проверяемую компанию, вполне можно рассматривать как время приостановления ревизии. Вместе с тем в инструкции МНС «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», действовавшей в то время, о возможности приостанавливать проверку все же упоминалось (п. 1.10.2 Инструкции, утвержденной приказом МНС от 10 апреля 2000 г. № 60). Согласно данному документу соответствующее решение могло быть принято руководителем инспекции или его замом, однако больше данная процедура никак не регламентировалась. Несмотря на это, в 2004 году право налоговиков приостанавливать проведение проверки было признано Конституционным Судом (постановление КС от 16 июля 2004 г. № 14-П). Законодательно такая процедура была оформлена с принятием Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. В первую очередь это было связано с тем, что данный законодательный акт изменил принцип исчисления срока проведения выездной проверки. В настоящее время он не зависит от времени фактического нахождения инспекторов на предприятии, исчисляется со дня вынесения решения о назначении ревизии и до дня составления справки о ее проведении и по общему правилу не может превышать двух месяцев (подп. 6, 8 ст. 89 НК). В отдельных случаях данный срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК). Помимо того, выполнение некоторых контрольных задач налоговики вправе как бы вывести за рамки проверки, приостановив ее проведение (п. 9 ст. 89 НК).
Решение о приостановлении проверки по-прежнему может быть принято только на уровне руководителя инспекции или его зама и должно быть оформлено в соответствии с приказом ФНС от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106@. Данным документом утверждена также и форма решения о возобновлении проверки, поскольку это не происходит автоматически.
Перечень причин, которые могут послужить основанием для приостановления проверки, приведен в пункте 9 статьи 89 Налогового кодекса и является закрытым. Так, паузу контролеры могут взять для выполнения следующих задач:
Общий срок, на который может быть приостановлена выездная проверка, не должен превышать полгода. Однако инспекторы вправе увеличить его еще на три месяца, если не успевают в срок получить необходимые сведения от иностранных госорганов. В любом случае на время контрольного «тайм-аута» согласно пункту 9 статьи 89 Налогового кодекса приостанавливаются все действия инспекторов по истребованию документов налогоплательщика, а также все действия на территории проверяемой фирмы. Кроме того, если до этого налоговики запросили подлинники каких-либо документов, то в такой ситуации инспекторы обязаны их вернуть. Это правило не распространяется лишь на бумаги, изъятые у фирмы при проведении выемки. Останутся в инспекции и все полученные от компании ксерокопии документов. Таким образом, и на момент «приостановленной на бумаге» выездной проверки у налоговиков не «приостановится» возможность изучать деятельность проверяемой организации. Недавно подобный вывод подтвердили и представители Минфина.
Предметом рассмотрения специалистами главного финансового ведомства в письме от 3 июля 2008 г. № 03-02-07/1-246 стала ситуация, сложившаяся во время выездной проверки, когда у фирмы уже затребованы документы, но еще до истечения срока их представления ревизию приостановили. Означает ли это, что и документы компания вправе представить лишь после принятия решения о возобновлении проверки? Ведь, как уже упоминалось, вместе с самой ревизией приостанавливаются и все действия налоговиков по истребованию документов у налогоплательщика.
Как указали в письме финансисты, в рассматриваемой ситуации данное правило не работает. Они подчеркнули, на представление документов Налоговый кодекс отводит проверяемым фирмам десять дней (п. 3 ст. 93 НК) и не предусматривает приостановление течения данного срока ни по каким основаниям. Иными словами, если компания получила требование о представлении документов хотя бы за день до того, как была приостановлена проверка, ей все равно придется исполнить его в отведенные десять дней.
По большому счету, подобная позиция специалистов финансового ведомства была весьма предсказуема. Если мы вспомним письмо Минфина от 17 января 2008 года № 03-02-07/1-19, то тогда финансисты пришли в целом к аналогичным выводам. Разница заключается лишь в том, что вопрос стоял по-другому: необходимо ли компании исполнять требование налоговиков представить те или иные документы, если срок его исполнения истекает уже после окончания проверки?. Чиновники ответили, что порядок предоставления налогоплательщиками информации в рамках выездной ревизии не предусматривает оснований игнорировать запрос, сделанный налоговиками буквально в последние дни выездной проверки (ст. 93 НК). Таким образом, непредставление документов в данной ситуации в течение десяти дней, предупреждают представители главного финансового ведомства, является налоговым правонарушением со всеми вытекающими последствиями.
Ситуации похожие, и в обоих случаях Минфин занял позицию, невыгодную налогоплательщикам, позволив ревизорам изучать деятельность проверяемых фирм и за пределами выездной проверки.
Кому нужно подтверждать аккредитацию ИТ-компании в 2024 году
Сколько должен длиться перерыв на обед при 12-часовой смене
Как определять выручку, если исполнитель не подписывает акт сдачи-приемки работ?
КС РФ о налоговом вычете гражданам, занимающимся предпринимательством без регистрации ИП
Как исчислять страховые взносы при реорганизации в форме присоединения
Комментарии (0)
Оставить комментарий