Время простоя: особенности оплаты труда

31.07.2008   |   0Оставить комментарий
На сегодняшний день простои в работе фирм уже не носят столь массового характера, как, например, на заре 90-х годов. Однако утверждать, что это явление изжило себя, было бы опрометчиво. Разберемся, как подобная ситуация отразится на оплате труда работников.

Согласно части 3 статьи 72.2 Трудового кодекса простой — это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. При этом речь необязательно идет о полном замораживании деятельности всего предприятия, но и о временной невозможности работника или работников исполнять свои трудовые обязанности. Таким образом, простой может стать следствием как ремонта офиса, так и просто поломки отдельного оборудования или несвоевременной поставки сырья и пр. Кроме того, в части гарантий по оплате труда Трудовой кодекс прямо относит к простою следующие ситуации:

  • отстранение от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине (ст. 76 ТК);
  • отказ работника от исполнения трудовых обязанностей из-за возникновения опасности для его жизни и здоровья, если предоставление ему другой работы по объективным причинам невозможно (ст. 220 ТК);
  • отказ сотрудника от работы в случае необеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты согласно установленным нормам (ст. 220 ТК РФ);
  • отсутствие у работника возможности выполнять трудовые обязанности в связи с проведением забастовки (ст. 414 ТК РФ).
Оформление простоя

С ситуацией простоя трудовое законодательство связывает следующие основные обязанности работодателя:

  • сделать все от него зависящее для возобновления работы и предоставления сотруднику возможности фактически исполнять обязанности, обусловленные трудовым договором (ст. 22 и 56 ТК);
  • документально оформить простой, тем самым обеспечив права работников на оплату труда в указанных обстоятельствах, и принять другие имущественные решения, связанные с приостановкой работы;
  • установить причину простоя и виновника его наступления (будь то работник, работодатель, третьи лица; обстоятельства, не зависящие от работника, работодателя, третьих лиц);
  • в случае необходимости оплатить сотрудникам время простоя по правилам трудового законодательства.

В свою очередь работник обязан своевременно сообщить работодателю (своему непосредственному руководителю) о начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным дальнейшее выполнение его трудовой функции (ст. 157 ТК). Собственно, такое уведомление послужит одним из документов, которыми оформляется факт простоя. Помимо того, необходимо сделать соответствующие пометки в табеле учета рабочего времени. В остальном акты о простое и другие первичные документы, которые отражают обстоятельства приостановки работы и являются правовым основанием для исчисления оплаты труда или среднего заработка работника, разрабатываются работодателями самостоятельно. В связи с этим представляется целесообразным заранее установить единообразные формы подобных документов. Однако что касается учета простоя техники, строительных машин и механизмов, а также работ в автомобильном транспорте, то в данном случае необходимо воспользоваться унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78.

Оплата труда

Согласно статье 157 Трудового кодекса размер оплаты времени простоя зависит от того, кто является виновным в нем. Так, если приостановка работы произошла по вине работодателя, то сотруднику положено 2/3 его среднего заработка. В случае невозможности исполнения работником трудовых обязанностей по не зависящим от него и от фирмы причинам ему причитается 2/3 тарифной ставки или оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. Если же сотрудник сам виноват в приостановке работы, то вовсе не вправе претендовать на оплату «упущенного» времени.

Выплаченные сотрудникам суммы за время простоя фирма вправе включить в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль на основании пунктов 3 и 4 статьи 264 Налогового кодекса. Но в этом случае компании придется также начислить и ЕСН (письмо Минфина от 7 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/412).

Простой в командировке

Хотя время простоя по вине сотрудника работодатель оплачивать не обязан, если подобная оказия произошла во время командировки работника, фирме придется выплатить ему причитающиеся суточные в полном объеме. Такие разъяснения дал Роструд в письме от 30 апреля 2008 г. № 1024-6. Специалисты Федеральной службы по труду и занятости пояснили, что суточные не являются вознаграждением за труд, а носят компенсационный характер. Они выплачиваются командированному работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в дороге, в том числе за время вынужденной остановки в пути. При этом законодательство не ставит начисление суточных в какую-либо зависимость от фактического выполнения работником трудовой функции, а значит, их выплата не зависит от факта простоя.

М. Тушнов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Редакция сайта Бухгалтерия.ру Источник материала
9660 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.