Когда пропала «первичка»

30.07.2008   |   0Оставить комментарий
Довольно часто налоговики, усомнившись в правомерности списания тех или иных затрат, требуют от компании представить соответствующие первичные документы. Означает ли это, что если в самый неподходящий момент «первичка» куда-то испарилась, то налоговых санкций не избежать?

Ведение учета в организации прежде всего предполагает документальное оформление всех осуществляемых операций. Естественно, что в случае возникновения каких-либо разногласий с налоговыми органами соответствующие и корректно составленные бумаги могут стать весомым аргументом при решении вопроса в пользу компании. И наоборот, потеря документов не сулит фирме ничего хорошего.

«Все было украдено... до вас»

В подобной неприятной ситуации некоторое время назад оказалась некая хабаровская организация. В один прекрасный день офис фирмы «навестили» налоговые инспекторы. В рамках проверки контролеры запросили определенный перечень первичных документов, часть из которых фирма представить не смогла. Причина тому была более чем уважительная — документы попросту украли.

Тем не менее налоговики данному объяснению не вняли, обвинив фирму в неправильном исчислении налогов. Дескать, раз нет первичных документов, то расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС необоснованны. Помимо доначисления сумм якобы неуплаченных налогов и пеней, не обошлось, конечно же, и без штрафов по статье 122 Налогового кодекса. Общая сумма, которую обязали фирму перечислить в бюджет, исчислялась десятками миллионов рублей. Отдавать добровольно такие деньги компания не стала, а обратилась в суд. Перипетии всей запутанной ситуации нашли отражение в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 2 июня 2008 года № А73/08-2/1272 по делу № А73-2669/2006-50.

Упущенные обстоятельства

Арбитры констатировали тот простой факт, что обязанность подтверждать правомерность налоговых вычетов и понесенных расходов первичной документацией, бесспорно, лежит на налогоплательщике — покупателе товаров, работ, услуг или имущественных прав. Ведь в конечном итоге именно его финансовое благополучие напрямую зависит от того, сможет ли он доказать обоснованность снижения сумм налогов к уплате или нет. А вот доказывать неправильность того или иного вычета или расходов — задача инспекторов. То есть если контролеры обвиняют фирму в неправильном исчислении налогов, то собирать доказательную базу они должны самостоятельно.

К тому же проводившие проверку инспекторы не учли один факт. У компании отсутствовали не только документы, подтверждающие вычеты и расходы, но и бумаги, которые позволяли бы точно установить суммы исчисленных налогов к уплате. А в такой ситуации, с учетом сложившихся факторов, судьи посчитали, что инспекторы должны были воспользоваться правом, предоставленным им подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Прописанная в нем норма позволяет налоговикам самостоятельно определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации о компании, а также на примере данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Однако инспекция в нарушение нормы не использовала данные по другим фирмам и произвела расчет налога только на основании имевшихся у нее налоговых деклараций компании.

В итоге вердикт служителей Фемиды оказался простым и выигрышным для компании: поскольку инспекторы не доказали неправильность исчисления фирмой налогов в проверенном периоде и не воспользовались правом, предусмотренным подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, по определению сумм к уплате расчетным путем, а вместо этого установили объем налоговых обязанностей по неполным данным, вывод ИФНС о неуплате фирмой налога является неверным.

Б. Шварц, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Редакция сайта Бухгалтерия.ру Источник материала
3147 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.