До недавнего времени в бухгалтерском и налоговом учете был принят разный лимит стоимости имущества, при котором его признавали амортизируемым. Так, по правилам Налогового кодекса ограничение было установлено в сумме 10 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК – старая ред.), а в бухучете – 20 000 рублей (п. 5 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н). Правда, законодатели разрешали фирмам для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять любую меньшую цифру, утвердив свое решение в учетной политике. Поэтому, для того чтобы облегчить свою работу и сблизить учеты, большинство компаний останавливалось на цифре в 10 000. В результате фирмы переплачивали налог на имущество, однако избегали необходимости производить трудоемкие расчеты по ПБУ 18/02.
С 2008 года ситуация изменилась. Необходимые поправки в Налоговый кодекс были внесены законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ. Теперь «амортизируемым признается имущество первоначальной стои- мостью больше 20 000 рублей» (п. 1 ст. 256 НК). А вот более дешевые активы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете могут быть единовременно учтены в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК).
Казалось бы, все просто: была одна сумма для признания имущества амортизируемым, а стала другая. Однако при переходе на новые правила могут возникнуть вопросы, связанные с учетом активов, которые по старым нормам относились к основным, а по новым должны быть списаны как МПЗ. Речь идет об имуществе стоимостью от 10 000 до 20 000 рублей.
внимание
Изменять первоначальную стоимость основных средств можно, лишь проведя их «достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию» (п. 2 ст. 257 НК). Но как быть, если подобные виды работ относятся к имуществу, первоначальная стоимость которого меньше 20 000 рублей, и, следовательно, оно списано в составе материальных расходов? По мнению специалистов Минфина, «экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) такого имущества могут быть в полном объеме учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией» (Письмо от 19 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/879).
Рассматривая проблему учета «недорогих» основных средств стоимостью от десяти до двадцати тысяч рублей, разберем три возможные ситуации.
Первая из них связана с внеоборотными активами, введенными в эксплуатацию в прошлом году. Здесь бухгалтеру беспокоиться не стоит, ведь «порядок ведения налогового учета такого имущества в составе основных средств и механизм начисления амортизации не изменились» (Письмо Минфина от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/2/211).
Вторая ситуация подразумевает учет основных средств, которые фирма приобрела в конце 2007 года, а начала использовать лишь в этом году. Специалисты финансового ведомства в своем Письме от 3 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/767 утверждают, что в подобном случае «приобретенное организацией имущество учитывается для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с порядком, действующим на момент введения данного имущества в эксплуатацию», а не на момент покупки. Это значит, что «стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме».
И, наконец, третья ситуация. Довольно часто компании приобретают не новое, а уже использованное ранее оборудование – например, бывший в употреблении станок или принтер. Проблема может возникнуть, если у продавца это имущество числилось в качестве основного средства, а покупатель, следуя новым правилам учета, относит данный актив к товарно-материальным ценностям. Как же в таком случае оформлять первичные документы? Естественно, что бывший владелец для себя составит акт о приеме-передаче объекта по унифицированной форме № ОС-1 (утв. постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7), который обычно используется для оформления операций с объектами основных средств. Однако такой документ не подойдет для фирмы-покупателя. Ей следует оприходовать поступившие ценности ордером, составленным по форме № М-4 (утв. постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а). Такую бумагу составляют в одном экземпляре и применяют для учета материалов.
Итак, мы разобрали нюансы учета амортизируемого имущества в 2008 году. Но будет ли ограничение по стоимости касаться нематериальных активов?
внимание
Книги, брошюры, бухгалтерская литература и техническая документация исключены законодателями из состава амортизируемого имущества (подп. 6 п. 2 ст. 256 НК). Их стоимость «включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения». При этом никаких лимитов по стоимости данных изданий в Налоговом кодексе нет. Так что даже истратив на литературу больше двадцати тысяч рублей, можно смело принимать ее в расходы.
Критерии отнесения объектов к нематериальным активам определены в пункте 3 ст. 257 Налогового кодекса. В нем говорится, что «нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)». Ни о каких стоимостных лимитах при этом речи не идет.
Более того, ограничение в 20 000 рублей, установленное пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса, относится только к имуществу организации. А что же подразумевается в кодексе под термином «имущество»? Нетрудно установить, что это понятие квалифицируется как «виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом» (п. 2 ст. 38 НК).
Следовательно, результаты интеллектуальной деятельности и другие объекты интеллектуальной собственности в целях исчисления налога на прибыль к имуществу не относятся. Таким образом, даже если стоимость нематериального актива меньше двадцати тысяч рублей, то он все равно списывается через механизм амортизации. Аналогичные выводы содержатся в письме налоговиков от 27 февраля 2006 г. № 04-2-05/2. Правда, оно было составлено два года назад, и поэтому речь в нем идет о сумме в десять тысяч рублей, но сути вопроса это не затрагивает.
Кстати, в бухгалтерском учете также отсутствуют нормы, позволяющие единовременно включать нематериальные активы стоимостью до 20 000 рублей в состав расходов.
Сколько должен длиться перерыв на обед при 12-часовой смене
Как определять выручку, если исполнитель не подписывает акт сдачи-приемки работ?
Как исчислять страховые взносы при реорганизации в форме присоединения
Проводки по корректировке в учете расхождений по ЕНС
Выгода по беспроцентному займу снова облагается НДФЛ в 2024 году
Комментарии (0)
Оставить комментарий