Как известно, человеческой природе присущи не только положительные, но и отрицательные качества. Одно из них – нечестность. В случае корпоративного воровства можно выделить несколько вполне конкретных причин, приводящих к мошенничеству персонала. Так, в компании могут процветать кражи, потому что:
Как воруют?
Обычно воровство и мошенничество процветают в крупных компаниях с большим количеством центров ответственности. Численность работников в таких организациях составляет 1000 и более человек.
Рассмотрим примеры наиболее распространенных способов мошенничества и воровства на крупном торговом предприятии. Предположим, что это сетевой гипермаркет, который обладает разветвленной инфраструктурой и многочисленными службами.
Торговый зал – сердце магазина. Там каждый день отоваривается масса людей. В зале работают десятки сторонних мерчендайзеров, представителей поставщиков и около сотни собственных служащих магазина: продавцы-консультанты, кассиры, охранники, обслуживающий персонал. Нередко что-то ломается, разбивается, теряется, крадется. Воруют в зале в основном нечистоплотные покупатели. Если их не удается вычислить в помещении магазина, на выходе из него воров точно задержат. Ведь работа с покупательскими кражами в торговых сетях обычно очень хорошо отлажена.
Собственные сотрудники могут увести в зале разве что пару ручек из отдела канцтоваров или кусок сыра в подсобном помещении. Каким же образом в конце месяца ревизия выявляет солидный перечень недостач? Причем товара, который незаметно вынести из магазина просто невозможно? Например, во время ежемесячной проверки торгового зала и склада одного из крупных сетевых магазинов столицы ревизоры недосчитались следующих товаров:
Это настолько габаритные товары, что незаметно украсть их не под силу даже самому профессиональному вору. Нечистоплотные сотрудники магазина также не смогли бы их вынести. На самом деле ничего загадочного в этом случае нет. Схема мошенничества предельно проста. Имущество было украдено еще до того, как поступило на склад предприятия. Поэтому «преступника» следует искать не в торговом зале или среди сотрудников склада. Скорее всего, он трудится в отделе приема товара и «работает» в сговоре с водителем-экспедитором машины поставщика.
Рассмотрим вероятную схему мошенничества на примере. Предположим, автомобиль поставщика выехал с 250 покрышками «на борту». Согласно накладной, все они были переданы в магазин. Это подтверждает печать гипермаркета и подпись приемщика товара на документах. Однако фактически человек, который получил товар, оставил в магазине только 200 шин. Хотя на аппарате, который считывает штрих-код, «отметились» все 250 покрышек. Скорее всего, 199 шин отпечатали по разу, а одну прокатили через аппарат 51 раз. Таким образом, складской компьютер «запомнил» 250 автопокрышек. То есть на склад и в магазин товар якобы поступил в полном объеме. Фактически же 50 шин увез экспедитор. Поэтому искать их в подсобках или сумках сотрудников – бесполезное занятие.
Перейдем выше, в отдел технического обеспечения. Там работают люди, которые начиняют магазинную громаду всевозможными компьютерными, вентиляционными, охранными и другими системами. Они самостоятельно заказывают технику, которая необходима для эффективной работы магазина. Поэтому магазин всегда приобретает аппаратуру отменного качества – никому не хочется возиться с недоделками.
Сотрудники этого отдела имеют массу возможностей для мошенничества – им обычно полностью доверяют. Ведь в компании никто, кроме них, не разбирается в техническом оснащении магазина.
Работники этого отдела могут получать «откаты», если они закупают технику у определенного поставщика. Существует множество способов скрыть этот факт. Так, нередко сотрудник приносит в бухгалтерию счет на оплату и другие расчетные документы от разных поставщиков. Таким образом, он имитирует поиск новых продавцов. Однако на самом деле это, скорее всего, фирмы-однодневки, которые принадлежат крупному поставщику. Именно от последнего сотрудник и получает «откат».
Таким образом, под подозрение в воровстве попадает любой сотрудник предприятия, поскольку возможность смошенничать есть практически у каждого.
Спасаем утопающих
Очевидно, что, установив систему видеонаблюдения и поставив на входе охранника, фирме вряд ли удастся защитить свою собственность от посягательств со стороны сотрудников. Поэтому прежде всего компании следует задуматься о Службе собственной безопасности (ССБ). Именно она должна разработать меры, которые обеспечат экономическую безопасность предприятия. Приступая к их разработке, руководитель ССБ должен получить ответы на следующие вопросы:
Следовательно, структуру и штат ССБ в зависимости от объема работ и особенностей коммерческой деятельности предприятия должен определять владелец компании или руководитель данной службы. Как правило, в состав службы должны входить финансовые контролеры, кадровики, юристы, психологи, инженерно-технические работники и прочие специалисты основного профиля работы фирмы.
Заметим, служба безопасности существует на многих крупных предприятиях, но она не всегда эффективна. Если же ССБ на фирме нет, то обычно ее функции выполняет наспех сколоченная команда. Однако, даже если в ней будут трудиться высокие профессионалы, это еще не гарантия того, что у них получится защитить имущество компании.
Хотели как лучше...
Почему такой контроль со стороны ССБ может быть неэффективен? Тому множество причин. Перечислим лишь некоторые из них:
Виновник найден. Что дальше?
Рекомендаций, с помощью которых компания могла бы полностью оградить свое имущество от посягательств, не существует. Однако некоторые советы все же могут оказаться полезными:
Болезнь проще предупредить, чем вылечить
Конечно, в ходе собеседования при приеме на работу сложно определить, насколько крепки моральные устои человека. Однако есть смысл попросить его предоставить рекомендации с предыдущего места работы. Также желательно поручить службе безопасности проверить кандидата на добропорядочность. Например, уточнить, нет ли у него «непогашенных» судимостей, незаконченных разбирательств с фискальными или кредитными организациями.
Показав кнут, не забудьте о прянике. Кроме системы штрафов, в компании должна быть и политика поощрений.
Компания – сложный и противоречивый организм. Безусловно, быстро искоренить воровство в коллективе не удастся. Однако фирмам необходимо приложить максимум усилий, чтобы защитить свою собственность от посягательств.
Арина Лысенко, независимый эксперт
Сколько должен длиться перерыв на обед при 12-часовой смене
Как определять выручку, если исполнитель не подписывает акт сдачи-приемки работ?
Как исчислять страховые взносы при реорганизации в форме присоединения
Проводки по корректировке в учете расхождений по ЕНС
Выгода по беспроцентному займу снова облагается НДФЛ в 2024 году
Комментарии (0)
Оставить комментарий