Тонкости переезда... платежного терминала

11.09.2014 распечатать

Иногда у фирмы, владеющей платежным терминалом, возникает необходимость сменить его местонахождение. При этом необходимо иметь в виду, что, в лучшем случае, сам терминал и ККТ должны располагаться в одном и том же здании. И это только один из нюансов, о которых нельзя забыть. В других тонкостях переезда разобралась Анна Мишина.

Согласно правилам, действующим с первого января 2010 года, все платежные терминалы обязаны иметь в себе контрольно-кассовую технику. «Терминальная» ККТ в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции. При этом в заявлении всегда указывается адрес и место ее установки. А раз она должна быть встроена в терминал, то, соответственно, место расположения кассового аппарата и терминала должны совпадать. И если вдруг терминал «переезжает», об этом необходимо в тот же день уведомить ИФНС и указать в заявлении новый адрес установки ККТ. Имейте ввиду, это заявление, в принципе, может быть составлено в свободной форме (Письмо Минфина РФ от 11.08.2009 г. № 03-01-15/8-408).

Единственное обязательное требование – бумага должна содержать следующие реквизиты: полное наименование компании, ее ОГРН, ИНН и КПП (или ФИО индивидуального предпринимателя), местонахождение фирмы, ее телефон и факс, а также полное имя руководителя и главного бухгалтера и их номера телефонов (для ИП – его адрес, телефон и факс, а также данные его бухгалтера, если таковой имеется). Далее необходимо указать модель контрольно-кассовой техники, ее заводской номер и год выпуска, номер паспорта и наименование организации, осуществляющей техническую поддержку аппарата. Кроме того, в заявлении требуется прописать прежний адрес и место установки платежного терминала, в который встроена ККТ, а также зафиксировать его новое местонахождение.


Обратите внимание

По окончании регистрации изменений места нахождения «терминальной» ККТ следует внимательно проверить выданные налоговиками документы.


Потому что, как показывает практика, чиновники могут попросту перепутать данные и внести в карточку неверные сведения, что при последующих проверках грозит вылиться, в лучшем случае, в конфликт, а в худшем – в судебную тяжбу.

Например, одна коммерческая организация несколько лет назад попала в следующую ситуацию. Ее контрольно-кассовый аппарат был встроен в платежный терминал, расположенный по определенному адресу. А в его карточке регистрации, выданной налоговиками, было указано другое место «приписки» – разнились данные касательно корпуса здания. Как обычно, во время проверки инспекторы указали на это бизнесменам, напомнили, что те нарушили закон, и привлекли компанию к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа. Однако уже в суде удалось выяснить, что расхождения данных вызваны ошибкой в указании адреса, допущенной при регистрации платежного терминала в налоговом органе. А адрес места установки платежного терминала не изменялся, и уведомлять инспекторов, соответственно, ни о чем не требовалось (решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2011 г. по делу № А26-10155/2010).

Сто к одному

Теперь коснемся вопроса работы терминалов и кассового аппарата, соединенных между собой в одну систему, но территориально расположенных в разных местах.

Существует письмо ФНС РФ от 25 февраля 2013 года № АС-4- 2/3069, в котором указано, что применение одной контрольно-кассовой машины по нескольким адресам установки платежных терминалов (даже если они находятся в общей системе или подключены друг к другу по каналам связи, не входящим в состав кассового аппарата и платежного терминала) считается нарушением правил применения ККТ. И, соответственно, это является основанием для привлечения коммерсантов к административной ответственности по ча- сти 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Действительно, некоторые фирмы иногда проявляют изобретательность и пытаются соединить несколько терминалов с компьютером и подключить получившуюся сеть к одной и той же ККТ, чтобы последняя при проведении платежа по любому из подключенных к нему терминалов автоматически печатала чек. При этом сам кассовый аппарат остается обособленным. Он просто подсоединен к терминалам, но территориально находится в другой точке, и при платеже через автомат кассовые машины обеспечивают печать чека на фискальном сервере компании-агента. При этом все реквизиты чека передаются в реальном времени на сервер по приему платежей, а далее – на платежный терминал, где выполняется печать копии чека со всеми требуемыми законом реквизитами. То есть, у плательщика останется не чек как таковой, а лишь его дубликат, сгенерированный автоматом. Получается, что сам чек плательщик получить не сможет, а значит, у налоговиков есть полное право привлечь фирму, использующую одну ККТ для нескольких терминалов, к административной ответственности.

Впрочем, не все компании разделяют вышеуказанную точку зрения. И пытаются вновь и вновь убедить налоговиков и арбитров, что в присоединении нескольких терминалов к одному кассовому аппарату, в принципе, нет ничего страшного. Как, например, один предприниматель, не так давно привлеченный за такую провинность к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде четырехтысячного штрафа. Бизнесмен не согласился с обвинением, и обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным вынесенного ревизорами «штрафного» постановления и его отмене.


Существует письмо ФНС РФ, в котором указано, что применение одной контрольно-кассовой машины по нескольким адресам установки платежных терминалов считается нарушением правил применения ККТ...


Судьи первой инстанции решили, что налоговики абсолютно заслуженно наказали предпринимателя (решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2014 г. по делу № А26-8115/2013).

Не согласившись с решением арбитров, предприниматель направил жалобу в апелляционную инстанцию. В ней бизнесмен еще раз указал, что его действия не содержат данного правонарушения. Ведь его терминалы были соединены с контрольно-кассовой техникой через компьютер и в момент приема платежа ККТ исправно печатала установленный законом чек, который и получал плательщик.

Однако судьи апелляционной инстанции, также как и их коллеги, сочли, что предприниматель достоин вынесенного ему наказания. Ведь в данном случае он действительно нарушил законодательство о применении ККТ. Потому что организации, применяющие платежный автомат, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе этого терминала (ч. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ и ч. 1 ст. 6 Закон № 103-ФЗ). А судя по представленным в суд документам, ревизоры обнаружили, что «терминальный» кассовый аппарат находится не в месте регистрации машины, т.е. он, попросту говоря, туда не встроен. Поэтому плательщик не имел возможности получить в терминале оригинальный чек. К тому же, факт разных месторасположений «тянет» за собой еще одно нарушение – сведения о ККТ не соответствовали данным в ее регистрационной карточке.

Судьи обеих инстанций сделали вывод о том, что предприниматель нарушил требования пункта 1 статьи 3, пункта 1.1 статьи 4, пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ и пункта 12 статьи 4, статьи 5 и 6 Закона № 103-ФЗ. И заплатить штраф он обязан (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 г. по делу № А26-8115/2013).

Незначительное нарушение

И еще один арбитражный спор. Правда, он был выигран компанией до того, как появилось письмо № АС-4–2/ 3069, но специфика его ситуации в том, что не встроенная в терминал ККТ находилась в том же месте, где и сам терминал. То есть – по одному и тому же адресу, что в полной мере соответствовало регистрационным данным в карточке контрольно-кассового аппарата. Итак, в торговом зале магазина платежный терминал посредством ЭВМ был соединен с установленной в этом же помещении ККМ. В момент приема платежа кассовый аппарат автоматически, без участия работников, печатал чек, соответствующий всем установленным требованиям закона. Документ печатается одновременно с получением плательщиком квитанции об оплате. Кроме того, при проведении платежа с терминала, в автоматическом режиме происходило оповещение о возможности получения кассового чека в кассе магазина посредством размещенной на квитанции информации, а также с помощью голосового сообщения. Таким образом, квитанция, распечатываемая терминалом, и чек, выдаваемый на кассе, содержат всю требуемую законом информацию, соответствующую регистрационной карточке.

Далее, терминал и ККТ, размещенные в проверяемом магазине общества, представляют собой единую неделимую систему, поскольку в случае недоступности любого программного или аппаратного компонента работа программного комплекса автоматически блокируется (это подтвердил сам разработчик системы). Поэтому мнение налоговиков о том, что расчеты производились через платежный терминал без применения ККТ в связи с ее отсутствием, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Единственный довод, который арбитры приняли от налоговиков, так это то, что проверяемая ККТ зарегистрирована без указания места установки в составе платежного терминала, что является нарушением части 4 статьи 6 Закона № 103-ФЗ. Но, учитывая то, что кассовый аппарат и терминал находились по зарегистрированным адресам, и то, что платеж, прошедший через систему, был очень мал (десять рублей), судьи сочли возможным признать нарушение малозначительным, и заменить штраф устным замечанием (Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2010 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 г. по делу № А56-43477/2010).

Анна Мишина, для журнала «Расчет»


Неудобно читать с монитора?

Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Эквайринг: нормативная база, учет и оформление операций

Новый порядок ведения кассовых операций с июня 2014 года

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...