Налог на имущество: льгота на модернизацию производства

02.02.2018 распечатать

Елена Вожова, ведущий юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания», изучила историю «многострадального» закона об отмене льгот на модернизацию производства и предположила, куда может двигаться законодательство в ближайшей перспективе по этому вопросу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса объектом налогообложения для компаний в отношении налога на имущество признается движимое либо недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных фондов.

В пункте 25 статьи 381 Налогового кодекса отмечено, что от налогообложения освобождаются организации в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года (за исключением собственности, принятой на учет в результате реорганизации фирмы, ее ликвидации либо от взаимозависимого лица по смыслу п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в НК РФ введена новая статья – 381.1, устанавливающая порядок применения льготы. С 1 января 2018 года льгота применяется только на основании регионального закона. Иными словами, применение преференции законодатель отдал на усмотрение региональных властей.

ФНС были предоставлены официальные разъяснения о том, что налог на движимое имущество не применяется в отношении собственности, приобретенной для последующей перепродажи (письмо от 5 сентября 2017 г. № БС-4-21/17597@). Однако организации на протяжении долгого времени (с 2013 года) проводили учет движимого имущества именно как средства основных фондов. Поэтому бизнес-сообщество восприняло изменения негативно.

Статистические данные

Развитие налогообложения движимого имущества в своей перспективе не предполагало таких коренных и внезапных изменений, законодательством был нанесен удар по всей экономике. Официальная власть вполне аргументированно обосновывает свой поступок статистическими данными, потерями бюджета и необходимостью их восполнения, а также злоупотреблениях коммерсантами своим правом (перепродажа старого имущества и его последующая постановка на учет как нового объекта основного фонда). Так, по данным налоговой статистики, сумма налога на имущество организаций, не поступившая в региональные бюджеты в 2015 году в связи с предоставлением льготы по движимому имуществу, составила 110,8 млрд рублей.

Изначально введение данной льготы (в конце 2012 года) предусматривалось как помощь бизнес-сообществу, особенно субъектам малого предпринимательства. Степень износа технологического парка многих предприятий требовала модернизации и покупки нового оборудования. Кроме того, налогом облагались все основные фонды компаний, и налог составлял 2,2 процента от остаточной стоимости ежегодно (то есть, например, за 20 лет использования налог составил бы 22 процента от стоимости основного средства). Тем более, якобы бюджетные потери компенсировались нововведением – налог на недвижимое имущество начали рассчитывать с кадастровой стоимости (что существенно увеличивает базу и итоговую сумму сбора).

Введение льготы осуществлялось на фоне тенденции в мире к снижению налогового бремени на основные средства, включая полную отмену подобного налога. Президент Владимир Путин отметил в Послании Федеральному собранию 2014 года, что с учетом кризисной ситуации фискальную нагрузку нельзя увеличивать до 2019 года.

Без согласования

Однако ситуация резко поменялась: власти внесли изменения в НК РФ без согласования с бизнес-сообществом. В результате в середине сентября 2017 года последовало обращение к первому вице-премьеру Игорю Шувалову, который не раз доказывал свою поддержку и благосклонное отношение к малым и средним слоям предпринимательства. Обращение возымело должный эффект – по поручению Президента РФ Минфином России подготовлен законопроект о продлении действия льготы еще на один год (до 1 января 2019 года). Однако бизнес-сообщество предполагает, что нужно как минимум два года на продление льготы. Одного года на переоборудование и обновление основных средств недостаточно, учитывая, что только на формирование заказа оборудования, согласование технического задания и поставку уходит год работы.

Минэкономразвития РФ характеризует данную меру по отмене льготы как дестимулирующую инвестиции. Ввиду этого ведомство предлагает в принципе отменить данный налог, что положительным образом скажется на производительности труда и уровне инвестиций в модернизацию основных средств производства. Налог со средств производства не должен взиматься. Иными словами, министерство полагает, что если действие налога негативно скажется на производственной части экономики, то это плохо отразится и в целом на взаимоотношениях между государством и бизнесом. Государство должно принимать во внимание, что бизнес-сообщество – это его основная поддержка. Состояние защищенности предпринимателей при прочих равных условиях показывает общий уровень благополучия и роста экономики.

Поэтому можно сказать, что будущее льготы по-прежнему не определено. Кроме того, следует учитывать, что между российскими регионами существует существенная разница по уровню социально-экономического развития. Следует предположить, что именно регионы с низким уровнем развития экономики предпочтут полностью отменить льготу и не применять ее при налогообложении имущества организаций. Получится парадоксальная ситуация: в дотационных субъектах может существенно увеличиться налоговая нагрузка, что станет тяжким бременем для ведения предпринимательской деятельности.

Обратите внимание

Все-таки законодателем были внесены изменения в законопроект в части снижения максимальной ставки, которую может установить регион для такого движимого имущества (ставка снижена с 2,2% до 1,1%). Таким образом, государство не оставляет идеи полной отмены льготы.

Однако есть варианты компенсации затрат предпринимателей при отмене льготы: увеличение стоимости продукции и переложение налогового бремени на конечного потребителя, иные способы оптимизации (миграция бизнеса в регион с действующей льготой, перевод основных средств на другое предприятие, оформление имущества на физическое лицо либо организацию на «упрощенке» и т. п.). Все это – крайние меры, тем не менее правительство подталкивает к ним бизнес. Это приведет к ухудшению инвестиционного климата и снижению прозрачности бизнес-операций в целом. Поэтому Минэкономразвития РФ высказывает предложение об отмене налога в принципе.

15 ноября прошлого года указанный выше законопроект по продлению льготы был рассмотрен и принят во втором чтении. Все-таки законодателем были внесены изменения в законопроект в части снижения максимальной ставки, которую может установить регион для такого движимого имущества (ставка снижена с 2,2 до 1,1 процента). Таким образом, государство не оставляет идеи полной отмены льготы. Стоит надеяться, что снижение ставки покажет всю степень отрицательного воздействия такой меры, и государство в дальнейшем вернется к прежней политике регулирования. Однако есть вполне резонное предположение, что такое поведение законодателя связано просто с постепенной отменой льготы. Иными словами, государство выходит на некий переходный период (от самой идеи отмены льготы власти не отказываются).

Читайте также «Налог на движимое имущество организаций могут отменить»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.