Можно ли защитится от претензий проверяющих в нерабочие дни карантина

30.04.2020 распечатать

Новые обстоятельства повлекли за собой изменение понимания привычных определений, к таким, например, относится словосочетание «нерабочие дни». Смысл фразы значительно расширился. Изменения порождают разность толкований и, как следствие, возможные споры. Расскажем о том, как защитить компанию от претензий со стороны ревизоров, основанных на разнообразии определений.

В зависимости от того, вела ли компания деятельность в период, объявленный нерабочим, будет зависеть право предприятия на применение тех или иных преференций. Но что считать «нерабочими днями»? Вопрос остается открытым. Могут ли предприятия, перешедшие на удаленный режим, проигнорировать требование из налоговой инспекции о представлении документов? Ведь физически доступа к оригиналам бумаг у бухгалтера нет. Попробуем разобраться в проблеме и найти решение, которое снизит возможные риски.

Один из самых острых вопросов, который возникает сейчас у большинства представителей компаний, их руководителей, бухгалтеров, юристов: считается ли компания работающей, если сотрудники трудятся дистанционно?

До пандемии существовали праздничные и выходные, нерабочие дни. Но как с точки зрения законодательства – налогового или трудового – трактовать период, в котором мы находимся сейчас? Возникает много вопросов. Например, работа выходные и праздничные дни оплачивается, как известно, по двойному тарифу. А как должен оплачиваться труд сейчас? Кроме этого, само понятие нерабочих дней предполагает, что сотрудник не выполняет свои трудовые обязанности, но многие специалисты заняты удаленно.

Дополнительное определение

Проект Обзора ВС РФ поможет внести правовую ясность в этот вопрос. В нем содержится много разъяснений по вопросам, возникающим в том числе у представителей компаний. Среди прочего в документе есть разъяснения, касающиеся применения положений о непреодолимой силе, как их следует трактовать в гражданско-правовых отношениях. Арбитры уточняют, что может произойти, если компания не может исполнить подписанный ранее договор в связи с теми обстоятельствами, в которых мы живем последние недели, и теми документами, которые были разработаны и опубликованы различными ведомствами. Кроме прочего, в проекте Обзора ВС РФ судьи касаются и трактовки нерабочих дней.

Судьи уточнили:

Нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента, не могут быть отнесены к нерабочим дням со смыслом, придаваемым этому понятию Гражданским кодексом.

Далее в документе уточняется, что установление нерабочих дней в данном случае было не всеобщим, а избирательным и зависело от различных условий. К таковым арбитры относят: направление деятельности хозяйствующих субъектов, их место расположения, действующие в конкретном субъекте России ограничительные меры в связи с введением режима повышенной готовности. Еще раз отметим, что это проект Обзора ВС РФ, то есть в финальной версии он может измениться. Тем не менее, прочитанное в документе удивляет. Дело в том, что в указе Президента черным по белому сказано о том, что в России действуют нерабочие дни. Арбитры Верховного суда РФ допускают более широкую трактовку этого термина.

В проекте Обзора ВС РФ есть однозначное определение термина, увы, нет.

ФНС пока не давала своих разъяснений по этому вопросу, что можно считать нерабочими днями. Есть лишь выступление заместителя руководителя ФНС, который говорит о том, что сроки сдачи отчетности переносятся для всех, равно как и требования ревизоров. Тем не менее проблема есть, и для того чтобы понять, как сами ревизоры интерпретируют двоякие термины, мы позвонили в некоторые инспекции и узнали мнение самих контролеров. И конечно, как мы и предполагали, мнения разошлись.

То есть у самих инспекторов нет единообразного понимания порядка работы. Если рассуждать с правовой точки зрения, то указ Президента должен иметь приоритет над другими законодательными документами, но в реальности мы имеем различное понимание новых для деловой среды терминов, что потенциально создает риски для бизнеса.

Приказ по компании

Мы для себя выработали подход, который нам кажется наиболее безопасным для защиты компании от разнообразия трактовок. Если ваша компания не работает в период до 30 апреля или работает, но бухгалтеры трудятся удаленно, не в офисе, и они действительно не могут исполнить требования, поступившие от налоговой инспекции, или сдать отчетность, то директору организации нужно издать приказ. Локальный нормативный акт позволит документально подтвердить изменение режима работы предприятия. В этом случае на любые требования от контролирующих ведомств можно отвечать, что компания не имеет возможности ответить на запрос, так как бухгалтерия работает удаленно и у сотрудников нет доступа к необходимым бумагам.

Благоразумно ли вплоть до 6 мая отказаться от использования ТКС, просто не заходить в личный кабинет и не видеть запросов от контролеров? Такие действия могут спровоцировать споры с ревизорами.

Тем более что из проекта Обзора ВС РФ мы видим косвенное подтверждение потенциально возможных рисков.

Тем не менее определенная логика в таком подходе есть, если компания действительно не работала. Допустим, некоторые рестораны или салоны красоты полностью прекратили деятельность. Зачем в этом случае бухгалтеру получать уведомления от контролеров?

Именно для таких случаев и нужно издавать приказ по организации. В документе можно указать, что в соответствии с Указом Президента или Распоряжением мэра Москвы, если компания находится в столице, деятельность предприятия запрещена, в связи с чем в организации начинаются нерабочие дни. Отдельно в приказе можно уточнить, что дистанционного режима работы не будет, так как он невозможен. Такая формулировка будет актуальна для упомянутых вами ресторанов и других компаний, которые полностью остановили деятельность.

После выпуска такого приказа нужно ознакомить сотрудников с документом, они должны подписать документ. В будущем, если возникнут споры с контролерами, приказ может иметь решающее значение для обоснования своей позиции.

Если компания не работает, сотрудники не выполняют своих обязанностей, но при этом генеральный директор какую-то деятельность все же ведет: подписывает счета на оплату аренды офиса или другие документы, этот порядок также можно закрепить в приказе. Например, допускается добавить в документ фразу о том, что генеральный директор оставляет за собой обязанности по подписанию договоров, перечислению арендной платы и начислению зарплаты сотрудникам. Директор действительно может выполнять свои обязанности удаленно, но это не значит, что вся компания будет работать. Кроме того, руководитель организации не может за бухгалтера сформировать отчетность или аргументированно ответить за запрос из налоговой инспекции.

Организациям, которые продолжают вести деятельность, например, когда все сотрудники заняты удаленно, следует учитывать следующее. Выписки из банка подтвердят движение денег по счету, обманывать налоговых инспекторов не стоит. Но нужно помнить, что часть работы бухгалтер действительно может выполнять удаленно, однако чтобы ответить на запрос инспекторов, как правило, требуется доступ к документам компании, которые хранятся в офисе, а  опасть туда, если предприятие перешло на удаленный формат, невозможно. И именно эту информацию нужно отразить в приказе. Это не шаблонный документ, в нем нужно рассказать, как именно работает компания, что и защитит бизнес от возможных споров.

По интервью с Кирой Гин, управляющим партнером юридической фирмы «Гин и партнеры»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.