Деятельность компании стала объектом выездной налоговой проверки. По ее итогам ФНС приняла решение о привлечении компании к ответственности и доначислении ей налогов, пеней и штрафов на общую сумму свыше 100 млн рублей.
Для обеспечения возможности взыскания этой суммы налоговый орган применил обеспечительные меры, в том числе приостановил операции по счетам налогоплательщика в нескольких банках. В дальнейшем блокировка была сохранена только на одном счете на сумму 29,5 млн рублей.
Решение о привлечении к ответственности было впоследствии оспорено компанией и признано недействительным судами трех инстанций. После того как судебные акты вступили в законную силу, налоговики отменили обеспечительные меры, в том числе и блокировку счета.
Период приостановления операций по счету длился больше года. Считая эту меру неправомерной, так как она обеспечивала исполнение недействительного решения, компания потребовала от ФНС выплатить проценты за весь срок блокировки в соответствии с п. 9.2 ст. 76 НК РФ. Налоговый орган отказал в выплате, и общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. В решении указано, что проценты носят компенсационный характер и начисляются только в случае нарушения налоговым органом процедуры (например, пропуск срока отмены блокировки). Поскольку налоговики отменили решение о приостановлении операций на следующий день после вступления в силу судебного акта, нарушений порядка не было. Суд также заключил, что правомерность блокировки счета сама по себе не зависит от последующего признания основного решения недействительным.
Апелляционный суд занял иную позицию: если решение о привлечении к ответственности признано недействительным, то у налогового органа изначально не было правовых оснований для применения обеспечительных мер. Следовательно, сама блокировка счета с целью обеспечения исполнения незаконного решения является неправомерной.
Однако суд кассационной инстанции поддержал все же выводы первой инстанции. Он удовлетворил жалобу ФНС, указав следующее.
Обеспечительные меры были применены строго в соответствии с процедурой, предусмотренной п. 10 ст. 101 и ст. 76 НК РФ. Их цель — оперативная защита интересов бюджета до момента вступления решения в законную силу. Налоговый орган не нарушил сроки отмены блокировки, сделав это немедленно после вступления в силу судебного акта, поэтому основания для начисления процентов отсутствуют.
Положения п. 9.2 ст. 76 НК РФ о начислении процентов применяются только при нарушении порядка вынесения или отмены решения о приостановлении операций, а не в связи с последующим признанием недействительным основного решения, которое обеспечивалось этой мерой. Если процедурных нарушений допущено не было, оснований для выплаты процентов нет.

Командировочные расходы в 2026 году: оплата проезда, жилья, суточные и другие траты
Когда и за что Соцфонд штрафует работодателей в 2026 году
Какой ОКТМО указывать в отчетности 2025-2026, после смены кодов в регионах
Когда на УСН начинать выставлять счета-фактуры, если превышен лимит для работы без НДС
Субаренда лизингового имущества: что должно быть в договоре 2026 года
Перссведения на директора с зарплатой МРОТ: что важно
Если директору установили 0,5 ставки от МРОТ, взносы считывайте с полного МРОТ
Нужно ли платить страховые взносы на директора, если фирма в процессе ликвидации?
Иностранные работники с патентом будут платить взносы и за себя, и за детей
Новые правила начисления страховых взносов на з/п руководителей
