Напомним, что с 1 января 2007 года устранена имеющаяся ранее неясность в налоговом законодательстве в отношении конкретного налогового органа, имеющего право провести проверку.
Так, прежняя редакция статьи 89 Налогового кодекса не уточняла, какая именно налоговая инспекция может явиться к налогоплательщику с выездной налоговой проверкой. Это по умолчанию означало, что она потенциально может быть любой, даже из другого региона.
Действующая же редакция этой статьи прямо указывает на то, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. Добавим, что самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Что касается камеральной налоговой проверки, то, к сожалению, статья 88 Налогового кодекса таких же однозначных норм о лице, проводящем проверку, не содержит. Однако по смыслу этой статьи проверяющим может быть только тот налоговый орган, в который налогоплательщик представляет налоговые декларации. Значит, фактически это та инспекция, в которой фирма состоит на налоговом учете (в том числе и по месту нахождения обособленного подразделения).
Проводить налоговую проверку вправе только та налоговая инспекция, на учете у которой стоит организация. При этом все документы, а также требования на представление документов может запрашивать только налоговый инспектор, который проводит проверку.
Отвечая на поставленный вопрос, рассмотрим также ситуацию, когда запрос на истребование документов пришел не из вашей налоговой инспекции. Это, прежде всего, так называемые встречные налоговые проверки.
Часто на практике в организацию приходит требование от чужой налоговой инспекции – предоставить документы для проведения встречной проверки контрагента. Но имеют ли право налоговики так поступать? Однозначно – нет. Ведь новая редакция статьи 87 Налогового кодекса делит налоговые проверки только на камеральные и выездные.
Такое понятие, как «встречная проверка», отменена с 1 января 2007 года. На практике она заменена понятием «истребование документов», которому посвящена статья 93.1 Налогового кодекса.
Порядок истребования документов при этом таков: налоговый орган направляет письменное поручение об истребовании документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы. При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов, а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, которые позволяют идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого запрашивают документы, направляет этому лицу требование о предоставлении документов. К такому требованию прилагается копия поручения об истребовании документов. Выходит, что требовать документы может только тот проверяющий орган, который на законном основании проводит налоговую проверку.
При этом налоговики не всегда учитывают требования законодательства, и в судебной практике есть случаи, когда после представления документов по встречной налоговой проверке организациям доначисляют налоги за период, который уже был проверен налоговой инспекцией, на учете у которой стоит компания (например, постановление ФАС Московского округа от 26 сентября 2005 г. по делу № А40-3277/05-129-40). Но судебные органы в таких ситуациях всегда встают на сторону налогоплательщиков.
«Налоговики могут приступить к проверке только после того, как предъявили решение о ее проведении и служебные удостоверения (ст. 91 НК РФ). Следует иметь в виду, что налоговые инспекторы должны предъявить оба документа одновременно. Само по себе служебное удостоверение без решения о проверке не дает права на ее проведение. Оно лишь подтверждает, что этот гражданин является сотрудником налоговой инспекции.
Отметим, что если вы не допустите налоговиков на свою территорию, они могут самостоятельно определить суммы налогов, которые вы должны уплатить, на основании имеющейся у них информации о вашей деятельности или по аналогии с другими фирмами или предпринимателями (п. 7 ст. 31 НК РФ)».
Сколько должен длиться перерыв на обед при 12-часовой смене
Как определять выручку, если исполнитель не подписывает акт сдачи-приемки работ?
Как исчислять страховые взносы при реорганизации в форме присоединения
Проводки по корректировке в учете расхождений по ЕНС
Осенью 2024 года начнется эксперимент по маркировке автомобильных масел
Самые выгодные месяцы для отпуска в 2024 году
Как заполнить декларацию по УСН, если вы применяете пониженные ставки налога
Как на УСН учитывать вознаграждение маркетплейса
Подать уведомление о контролируемых сделках за 2023 год необходимо до 20 мая 2024 года
С переводов на карту физлица НДФЛ платить не нужно. Но есть исключения
Комментарии (0)
Оставить комментарий