По какой статье расходов учитывать затраты на исследование рынка в налоговой базе по прибыли

28.02.2024 распечатать

Расходы на исследование рынка учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Но, не как рекламные, в как отдельный самостоятельный тип расходов на основании отдельного подпункта статьи 264 НК РФ.

Как учесть расходы на исследование конъюнктуры рынка, которое проводится перед рекламными мероприятиями, Минфин рассказал в письме от 15.01.2024 №03-03-06/1/2059.

Расходы на проведение рекламных мероприятий учитываются в налоговой базе по прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Исследование рынка к рекламным не относится.

Чтобы правильно классифицировать расходы, как рекламные, нужно учесть само понятие «рекламы», которые сформулировано в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и перечень расходов, которые позволяет считать рекламами НК РФ (пункт 4 статьи 264 НК РФ).

Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Как видите, исследование рынка сложно назвать рекламой.

Теперь обратимся к пункту 4 статьи 264 НК РФ, где указано, какие расходы относятся к рекламным:

  • расходы на рекламные мероприятия через СМИ;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходов на исследование рынка и здесь нет. Поэтому, учесть затраты на исследование рынка, как рекламные, сославшись на подпункт 28 п. 1 ст. 264 НК РФ нельзя. Для учета таких расходов есть свое отдельное обоснование. Это буквально предыдущий подпункт 27 п.1 ст. 264 НК РФ. В нем прямо названы расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

В итоге, учитывать расходы на исследование рынка безопасно, так как они прямо поименованы в пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Но, маркетинговые, консультационные и т.п. расходы, которые, как правило, не имеют реальной овеществленной формы, часто вызывают у налоговиков подозрения в их реальности. По таким услугам у вас всегда должен быть грамотно проработан сам договор и тщательно составлены все отчеты, акты, допсоглашения и т.п.

П. 1 ст. 252 НК РФ в отношении всех расходов, которые приняты к учету в уменьшение полученных доходов, устанавливает жесткие требования:

  1. Расходы должны быть экономически обоснованы.
  2. Расходы должны быть подтверждены правильно оформленными документами.

Как вы понимаете, предоставить экономическое обоснование и подтвердить расходы документально в случае налоговой проверки или в ответе на требование ИФНС придется.

Для этого у вас кроме самого договора должны быть дополнительные документы. Само исследование, оформленное в виде документа, с описанием методов исследования, периода, результатов и т.п.

В качестве экономического обоснования понадобятся документы, которые иллюстрируют как принималось решение о проведении исследования. Это оформленные данные с текущими экономическими показателями и прогнозы роста.

Если на момент запроса дополнительной информации от ИФНС у вас уже будут результаты, например, рост выручки – это самый оптимальный способ обосновать экономическую целесообразность.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.