Какие налоги изменятся в ближайшее время

06.10.2014 распечатать

В последние несколько месяцев власти всех уровней – и федеральные, и региональные, все чаще говорят о грядущей налоговой реформе. Что-то доходит до нас в форме слухов, что-то из СМИ, что-то в виде официальных заявлений, а что-то через внесенные законопроекты. Информации много и она противоречива, отчего становится еще тревожнее. НДФЛ, НДС, земельный налог, транспортный – под прицел чиновников попали практически все значимые сборы. Владислава Яворская собрала максимум информации и попыталась предугадать действия властей.

Поиск налога

Самые резонансные инициативы властей касаются двух федеральных налогов – НДС и НДФЛ. И по каждому из них есть две возможные схемы реформирования. Доходы физических лиц, как сообщают СМИ, хотели вместо 13-процентного обложить 15-процентным налогом уже с 2019 года – сразу после очередных президентских выборов. 13 сентября в интервью программе «Вести в субботу» вице-премьер Игорь Шувалов официально заявил, что в ближайшее время повышение НДФЛ не планируется, но признал: «В очень жестких внешних условиях, может быть, придется и менять этот подход».

Другой вариант, который сейчас официально не обсуждается, но давно греет душу депутатам – введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Опять же Игорь Шувалов предлагал провести соответствующую реформу уже в 2018 году, несмотря на обещание президента РФ Владимира Путина в послании Федеральному Собранию в конце 2012 года не отменять плоскую шкалу. Эксперты, кстати, тут на стороне президента. Введение прогрессивной ставки НДФЛ – популизм чистой воды, считает партнер юридической компании «Taxadvisor» Дмитрий Костальгин: «Прогрессивная ставка не работает в условиях отсутствия контроля за расходами. Можно повышать, но вопрос в том, что это будет стимулировать уход в тень. Это особенность уплаты налогов – кто-то меряет бремя и думает: оно слишком большое, я не буду платить. А есть те, кто просто считают, что какая ни была бы ставка, государство тратит эти деньги неэффективно: я не буду платить, я лучше на свою семью потрачу. Есть еще проблема администрирования. Одно дело повысили, и все платят. А когда существенная доля не платит, а ты один, как белая ворона, то получается, что ты в итоге платишь за себя и за того парня, а тот парень прекрасно себя чувствует и спасибо тебе не скажет».



На заметку

Несмотря на то, что по отдельным налогам ясности пока нет, тенденция к увеличению фискальной нагрузки прослеживается в последние несколько месяцев. Доходы бюджета неуклонно падают: с 19,6 процентов ВВП в 2015 году до 18,1 процента в  2017-м, а других способов обеспечить выполнение социальных обязательств пока так и не придумали.



Нежелательным введение прогрессивной шкалы налогообложения в ближайшее время считает и руководитель департамента корпоративных финансов Института финансовых исследований Галина Ковалишина: «Не совсем удачный сейчас был бы момент для введения прогрессивной шкалы, поскольку граждане, которые имеют высокие доходы, уже испытывают некие сомнения по поводу ведения бизнеса в России. Социальная поддержка введения прогрессивной шкалы сейчас, конечно, была бы достаточно высокой. Но сочетание этих двух факторов может привести к тому, что снизятся объемы собираемости налога именно за счет того, что богатейшие люди будут выводить бизнес из России». Но пока никакого решения по поводу будущего НДФЛ не принято, хотя понятно, что до 2018 года ставка не изменится – вряд ли правительство будет рисковать результатом следующих президентских выборов даже ради того, чтобы полнить бюджет.

Вторая, не менее спорная, реформа связана с налогами с оборота. Сейчас в России он один – НДС. Экономисты в один голос признают его наиболее эффективным, а потому чиновники, чтобы долго не думать, уже предложили поднять ставку с 18 до 20 процентов. По расчетам Минфина, благодаря НДС в 2017 году в казну поступят 5,3 триллиона рублей. А если бы ставка была выше на два пункта, в бюджет добавились бы еще 0,6 триллиона. Этого, например, хватило бы на поддержку сельского хозяйства на пять лет (почти такую сумму – 636 млрд. рублей попросил глава минсельхоза Николай Федоров на развитие отрасли в 2015–2020 годах).

Но кроме этого, в последние несколько месяцев активно обсуждается идея возвращения налога с продаж, отмененного в 2004 году решением Конституционного суда. Предполагаемая ставка – 3 процента, но, по данным газеты «Ведомости», в перспективе речь может идти и о 5 процентах. Чиновники рассчитывают пополнить благодаря ему региональные бюджеты в общей сложности на 200 млрд. рублей в год.

«Я считаю, что его эффективность будет достаточно низкой. Есть и расчеты, и опыт уже его существования в Российской Федерации», – напоминает Галина Ковалишина. Простота администрирования и собираемость НДС существенно превосходят те же показатели по налогу с продаж, считает она. «Государство собирается принимать заведомо неконституционный налог – налог с продаж, чтобы можно хотя бы годик пособирать, пока его кто-нибудь через суд не отменит. С точки зрения государства это весьма эффективно», – оппонирует Дмитрий Костальгин.

Подправим по мелочи

Но все эти реформы еще пока находятся на стадии обсуждения, тогда как по другим налогам Минфин уже подготовил соответствующие поправки в законодательство. Чиновники ведомства разработали законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и закон «О таможенном тарифе», который коснется сразу нескольких налогов и сборов, в том числе порядка уплаты НДС, НДФЛ, акцизов, налога на прибыль организаций, водного налога и других. «Документ разработан в целях устранения нехватки бюджетных средств, выявленной при разработке федерального закона о бюджете, – заявила в комментарии «Расчету» руководитель консультационно-правового отдела Группы компаний «Ю-Софт» Татьяна Липкина. – При этом обратим внимание, что фактически данный проект не предусматривает повышение ставок по основным сборам – НДС и налогу на прибыль. То есть это не «глобальное», а «частное» повышение».

Что же конкретно прописано в документе? Во-первых, проект закона предусматривает введение акцизов на бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин. Эксперты считают, что такое решение может отразиться на рядовых потребителях: «Бензол широко применяется в промышленности, а также является исходным сырьем для производства лекарств, различных пластмасс, красителей. Соответственно, обложение акцизом этих нефтепродуктов скажется на удорожании их у производителя», – считает Липкина.

Во-вторых, к 2017 году планируется увеличить акцизы на некоторые виды алкогольной продукции. Зато, правда, власти снизят сборы на автомобильный бензин и дизельное топливо. Ожидать падения цен на автозаправках, впрочем, не стоит. Тем же документом предусмотрено постепенное повышение налога на добычу полезных ископаемых, причем уже с 2015 года и сразу более чем в 1,5 раза по сравнению с уровнем текущего года. Для экспортеров этот рост компенсируется снижением пошлины, а вот по российским потребителям мог бы ударить серьезно, если бы не снижение акцизов. Вот только компенсирует ли оно рост НДПИ – покажет время.


Нужно не собирать больше, нужно тратить эффективно. Сокращение пары министерств даст больший эффект для бюджета, чем введение налога с продаж. Не все должно решаться доходами.


Также в Минфине предлагают повысить ставку налога на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов от российских и иностранных организаций. Она составит 13 процентов вместо нынешних девяти. Казалось бы, хорошее дело – пополнить бюджет за счет сбора с получателей дивидендов, которые раньше, почему-то платили меньший налог, чем с других доходов, например, зарплаты. Однако и тут есть свои подводные камни. Эксперты опасаются, что это спровоцирует отток капитала из страны. Ведь в случае повышения ставки может оказаться, что выгоднее платить дивиденды за рубеж, где такие доходы могут облагаться более низким налогом или вовсе оказаться освобожденными от налогообложения. «Дивиденды – это доходы от инвестиций, которые сейчас уже очень пострадали от экономической и внешнеполитической ситуаций, – напоминает Галина Ковалишина. – Это будет еще одним фактором, который приведет к оттоку инвестиций. Сейчас не тот момент по конъюнктуре рынка, когда появится какой-либо положительный эффект от того, что повысится налог на дивиденды. Но это может привести к более серьезным последствиям стратегическим – к тому, что инвестиции будут сокращаться».

Но то, что коснется действительно каждого россиянина, так это возрастающая индексация ставок водного налога. В период с 2015 до 2019 года поднять его планируют почти в три с половиной раза. Если сейчас ставка при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения составляет 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, то к 2019 году она поднимется до 237 рублей. «Несомненно, это приведет к увеличению стоимости воды для потребителей. Ну и, конечно же, увеличится налоговая нагрузка непосредственно на поставщиков», – напоминает Липкина. Вторая поправка в этой сфере по нашим карманам уже не ударит, но некоторым предпринимателям существенно уменьшит прибыль: при использовании акватории территориального моря России и внутренних морских вод нынешние налоговые ставки уже через четыре с половиной года будут применяться с коэффициентом 16,2, а с 2020 года и вовсе будут определяться ежегодно с учетом изменения потребительских цен на товары и услуги.

В бой идут регионы

Поддержать кабинет министров в деле избирательного повышения налогов решили в законодательном собрании Вологодской области, там предложили увеличить ставку земельного налога в отношении ряда участков до 3 процентов кадастровой стоимости. В Правительстве рвение региональных парламентариев не оценили и оперативно выдали заключение, что повышение представляется необоснованным. Более того, в документе говорится, что «принятие предлагаемых изменений повлечет увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, что противоречит основным принципам налоговой политики, проводимой Правительством Российской Федерации». Интересно, а как соотносится с этими принципами комплекс мер, предложенных ранее Минфином? Вопрос, впрочем, риторический.


В минфине уже разработали законопроект, который коснется сразу нескольких налогов и сборов, в том числе порядка уплаты НДС, НДФЛ, акцизов, налога на прибыль организаций, водного налога и других.


Но некоторые налоги находятся в ведении регионов непосредственно, поэтому помешать повысить их до верхнего предела, установленного НК, властям субъектов в Минфине не могут. Например, транспортный налог, об увеличении которого говорят во многих регионах, в частности в Пермском крае и Подмосковье. Правительство Московской области недавно утвердило ставки с января 2015 года, по которым владельцы легковых автомобилей будут с нового года платить на 5 процентов больше, а хозяева грузовиков, яхт, самолетов – на 10 процентов.

Несмотря на то, что по отдельным налогам ясности пока нет, тенденция к увеличению фискальной нагрузки прослеживается в последние несколько месяцев, и не случайно. Доходы бюджета неуклонно падают: с 19,6 процентов ВВП в 2015 году до 18,1 процента в 2017-м, а других способов обеспечить выполнение социальных обязательств чиновники так и не придумали. Эксперты, впрочем, считают, что повышение налогов, особенно массовых, вроде НДФЛ, не даст большого результата. Ведь одновременно с ростом ставки упадет собираемость: «Когда наблюдается дефицит средств, это всегда самое простое решение. Проще на бумаге повысить ставки, чем бегать и ловить тех, кто не платит. Вначале какое-то повышение может давать существенный эффект, а потом [сборы будут, – прим. ред.] все ниже и ниже, – считает Дмитрий Костальгин. – Нужно не собирать больше, нужно тратить эффективно. Сокращение пары министерств даст больший эффект для бюджета, чем введение налога с продаж. Не все должно решаться доходами». «На самом деле оптимизацией расходов бюджета уже давно никто не занимался, – говорит Галина Ковалишина. – Правительство больше работает в конъюнктурной ситуации – если возникла какая-то идея или сложилась какая-то потребность, изменяется направление расходов. Стратегические цели, в том числе на повышение инвестиций – это в первую очередь долгосрочные вложения и долгосрочная отдача – в последнее время практически не рассматриваются».

В целом экономисты сходятся во мнении: повышение налогов – это не выход, нужно в первую очередь оптимизировать бюджетные расходы и уже потом заниматься доходами.


Владислава Яворская, для журнала «Расчет»


Бухгалтерия.ру рекомендует

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Журналы для бухгалтера и предпринимателя >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Рейтинг налоговых событий сентября

Что изменится в налоговом кодексе с 2015 года?

5 изменений НК, вступающих в силу с 1 октября 2014

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.