Возможно ли документирование операций с ККТ по «неунифицированным» формам

18.09.2014

Проанализировав ряд писем ФНС и сопоставив их с нормами законодательства и позицией судов, наши эксперты попытались развенчать миф о недопустимости документирования кассовых операций по неунифицированным формам. И попытку эту можно назвать успешной.

Документирование операций с ККМ по «неунифицированным» формам

Федеральная налоговая служба высказала свою позицию относительно формы учетных документов при осуществлении торговых операций с применением ККТ. В комментируемом письме речь идет о формах №№ КМ1 – КМ9, предусмотренных постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 (см. таблицу ниже). В частности, на практике повсеместно используются Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма № КМ3) и Журнал кассира-операциониста (форма № КМ4). Одно из отделений Общероссийской общественной организации «ОПОРТА РОСИИ» заинтересовалось, обязательно ли придерживаться именно этих форм.

Чиновники считают, что отступление от «госкомстатовских» форм недопустимо. Проверим приведенные ими аргументы и сформируем собственное мнение.

Полномочия ФНС России

В начале комментируемого письма отмечено, что ФНС России не является органом, осуществляющим государственное регулирование бухгалтерского учета. Это совершенно справедливо. Однако такая оговорка уместна в отношении первичных учетных документов. Но можно ли считать вышеназванные формы «первичкой»?

Первичные документы предназначены для оформления фактов хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В свою очередь факт хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона № 402-ФЗ). Следовательно, документы на операции, которые не изменяют показатели бухгалтерской отчетности, первичными считаться не могут. Это относится ко всем формам №№ КМ1 – КМ9. Они носят технический характер и связаны исключительно с использованием (эксплуатацией) кассового аппарата. Так, сведения из формы № КМ-4 не отражаются в бухгалтерском учете, поскольку оприходование наличной выручки производит- ся на основании приходных кассовых ордеров, а подтверждением выручки являются Z-отчеты (п. 5, п. 5.2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами …»). Форма № КМ-9 не выявляет недостачу или излишек денежных средств в «бухгалтерском» понимании, то есть не документирует результаты инвентаризации, поскольку деньги, хранящиеся в денежном ящике ККМ, в кассу компании не поступали.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением
при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин

Номер формыНаименование формы
КМ-1Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных
счетчиков контрольно-кассовой машины
КМ-2Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке)
контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию
КМ-3Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам
КМ-4Журнал кассира-операциониста
КМ-5Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно – кассовых машин, работающих без кассира-операциониста
КМ-6Справка-отчет кассира-операциониста
КМ-7Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации
КМ-8Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ
КМ-9Акт о проверке наличных денежных средств кассы

Иными словами, ККМ – всего лишь техническое приспособление (устройство) для фискальной регистрации денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций. Само по себе неиспользование ККМ в нарушение Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а равно и несоставление относящихся к эксплуатации ККМ форм «КМ», не препятствует признанию дохода, а значит, не отражается на бухгалтерской отчетности компании. Неприменение контрольно-кассовой техники – не более чем административное правонарушение, чреватое конкретным штрафом (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Следовательно, действие пункта 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ (о необходимости определения руководителем форм первичных документов) на формы «КМ» не распространяется. Требования о применении этих форм нужно искать в сфере действия Закона № 54-ФЗ.

Налоговый контроль

В рамках мероприятий контроля за применением контрольно-кассовой техники налоговые органы проверяют документы, которыми оформляются соответствующие операции (п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ). При исполнении этой государственной функции специалисты инспекций руководствуются Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н. На основании пункта 34 Административного регламента они рассматривают:

  • журнал кассира-операциониста;
  • акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
  • журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
  • справки-отчеты кассира-операциониста;
  • документацию, связанную с ремонтом контрольно-кассовой техники.

По этому перечню налоговый инспектор запросит документы у компании. Однако Регламент № 132н не адресован владельцам ККТ, поэтому не может обязать их иметь (составлять) такие документы.

Порядок и условия применения ККТ определяет Правительство РФ (п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ). Между тем Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470, требований об использовании интересующих нас документов не содержит.


На заметку

В законодательство о бухгалтерском учете входят все федеральные законы, включая Закон № 54-ФЗ, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты (ст. 4 Закона № 402-ФЗ).


ФНС России в комментируемом письме ссылается на Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Минфином России 30.08.1993 № 104. Между тем документ с таким статусом не может устанавливать дополнительные обязанности для владельцев ККТ, выходящие за рамки предписаний Закона № 54-ФЗ.

Более того, МНС России в письме от 27.08.1999 № ВГ-6-16/685 охарактеризовало формы №№ КМ1 – КМ9 как рекомендуемые для практического применения. А само их отсутствие ненаказуемо.

Примечательно постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по делу № А65-9904/2013. Арбитры пришли в выводу, что неведение журнала кассира-операциониста не попадает под действие пункта 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Однако в основе такого решения лежит неверное заключение о том, что названный журнал является первичным учетным документом. Это мнение мы опровергли. Поэтому за отсутствие журнала ответственность по статье 120 Налогового кодекса не грозит. Наконец, за неприменение обсуждаемых документов нельзя привлечь к ответственности и по статье 15.1 КоАП РФ.

В комментируемом письме ФНС России указывает, что использование форм «КМ» определено законодательством о применении контрольно-кассовой техники. Но с этим мнением согласиться невозможно. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в состав действующего законодательства не входят.

Статус документов в деятельности компании

Как мы уже выяснили, законодательство не содержит предписаний о применении документов с вышеперечисленными наименованиями. Более того, постановление № 132 не было опубликовано, то есть до сведения неопределенного круга лиц не доводилось (решение Верховного Суда РФ от 03.10.2013 № АКПИ13-731), не говоря уже о том, что оно не имеет регистрационного номера в Минюсте России.

В итоге решение о принципиальном использовании этих документов, а также о формах, по которым они составляются, принимается на уровне экономического субъекта. По мнению автора, их можно отнести к категории документов системы внутреннего контроля компании (п. 1 ст. 19 Закона № 402-ФЗ).

Сомневаетесь? В налоговой инспекции журнал кассира-операциониста заверяют, если вы его представите. Отказать в регистрации ККМ по причине непредставления журнала вам не вправе (п. 31, п. 72 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н).

Подведем итоги. Не нужно думать, что автор призывает к отказу от форм «КМ». Они давно интегрированы в оборот кассовых документов компаний, применяющих ККМ в расчетах с населением, и дисциплинируют работников. Озадачиться разработкой собственных форм – все равно что «изобретать велосипед». А вот критическое отношение к официальным разъяснениям характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Не говоря уже о том, что поможет противостоять необоснованным штрафным санкциям.

Е.Ю. Диркова, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»



Бухгалтерия.ру рекомендует

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Журналы для бухгалтера и предпринимателя >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Как бухгалтеру оформить кассовые документы

Новый порядок ведения кассовых операций с июня 2014 года

Сложности ведения кассы по новым правилам. Ответы на ваши вопросы.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное