Статья 314 Налогового кодекса разрешает компаниям вести регистры налогового учета в специальных формах на бумажных либо любых машинных носителях, а также в электронном виде. Правда, при хранении необходимо обеспечить их защиту от несанкционированных исправлений указанных регистров. Представители финансового ведомства разъяснили, что хранение первичной документации и материалов бухгалтерского и налогового учета может осуществляться в электронном виде, если это не запрещается нормативными актами. При этом, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ, хранить информацию на машинных носителях следует с применением электронной цифровой подписи, которая равнозначна собственноручному автографу ответственного лица в бумажном документе (Письмо Минфина России от 24 июля 2008 г. № 03-02-07/1-314).
Изменения в области трудового законодательства внесены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 157-ФЗ. С 10 августа отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью не более 14 дней следует включать в трудовой стаж работника за текущий год. Продолжительность такого отпуска должна исчисляться суммарно, даже если работник брал его на более короткие сроки неоднократно в течение года.
Помимо этого, закон расширяет права федеральных органов охраны труда. В частности, им вменяются функции контроля над тем, как реализуются права работников по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Также инспекция по охране труда будет теперь контролировать правильность исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.
Закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нарушается почти повсеместно. Такое мнение озвучили в пресс-центре общественного бизнес-объединения «ОПОРА РОССИИ», ссылаясь на сведения, полученные в ходе проведения мониторинга в 25 регионах страны. Специалисты из этой организации отмечают, что в ряде территориальных образований не соблюдается мораторий на приватизацию государственного и муниципального имущества. И отмечается массовая аукционная распродажа помещений, арендуемых представителями малого и среднего бизнеса. Практически не формируются имущественные фонды, и права предпринимателей всячески ущемляются. Чтобы покончить с такими грубыми нарушениями, «ОПОРА» предлагает представителям малых компаний своевременно информировать их обо всех фактах неисполнения закона на региональном и муниципальном уровне. Все данные эта организация обещает направлять в Минэкономразвития, Правительство и Генпрокуратуру, чтобы чиновники на самом высоком уровне приняли меры по устранению этих нарушений.
Бухгалтеры компаний, которые приобретают товары (заказывают работы, услуги) у розничных продавцов, продолжают обсуждать постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2008 г. по делу № А69-1559/07-Ф02-2231/2008.
Как известно, такие продавцы не выдают счета-фактуры или другие документы с выделенной суммой НДС.
Поэтому налоговики по таким закупкам всегда отказывают в НДС-вычетах. Но в рассматриваемом деле арбитры решили, что для снижения суммы налога у покупателя есть все законные основания.
Людмила Кривенко, аудитор:
«Этот вопрос можно решить на основании Налогового кодекса. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам сумма НДС включается в тарифы и не выделяется в чеках, ярлыках, ценниках и других выдаваемых покупателю документах (п. 6 ст. 168 НК РФ). Требования по оформлению расчетных документов и счетов-фактур (с выделенной суммой НДС) розничным продавцом считаются выполненными, если он выдал покупателю документ установленной формы, например квитанцию к ПКО (п. 7 ст. 168 НК РФ). Никаких специальных оговорок о невозможности НДС-вычета в такой ситуации нет».
Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 утвердило условия предоставления первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета. Основное требование, предъявляемое к респондентам, — отправлять информацию с использованием форм федерального статистического наблюдения. В постановлении содержится порядок взаимодействия между органами статистического учета и респондентами, а также определена ответственность за сокрытие информации или предоставление ложных сведений.
Чаще всего нечистых на руку чиновников приводит на скамью подсудимых статья 290 Уголовного кодекса – «Получение взятки должностным лицом». На днях список осужденных за мздоимство «слуг народа» пополнился главным инспектором отдела камеральных проверок межрайонной ИФНС по Воронежской области. Налоговик требовал у местного ПБОЮЛ четыре тысячи рублей за непроведение проверки. Предприниматель, не чувствующий за собой вины, сообщил о факте вымогательства куда следует и вскоре инспектора задержали с поличным сотрудники УБОП. Впрочем, такой «проступок» отразился лишь на служебной карьере чиновника, а вот познать прелести жизни за решеткой ему все же не довелось. Суд приговорил бывшего главного инспектора к двум годам лишения свободы условно с лишением права занимать должности на государственной службе сроком на один год.
Не исключено, что функции по регистрации и ведению реестра саморегулируемых организаций будут возложены на Росрегистрацию. Как сообщает пресс-служба «ОПОРЫ России», такой вариант развития событий получил на днях одобрение на заседании правительственной комиссии по проведению административной реформы. Кроме того, участники мероприятия сошлись во мнении, что в процессе образования СРО очень много отраслевых особенностей, разобраться в которых достаточно сложно. Именно поэтому было принято решение создать при Росрегистрации консультационные центры, специалисты которых должны помочь предпринимателям разобраться во всех хитросплетениях «саморегулируемого» законодательства.
Не исключено, что работодатели, вынужденные отпускать своих сотрудников для участия в сторонних судебных процессах, вскоре все же будут избавлены от «почетной обязанности» сохранять за ними на время заседаний средний заработок. Накануне пресс-служба Госдумы объявила о начале работы согласительной комиссии для преодоления разногласий с Советом Федерации по проекту закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс», который касается возмещения судебных расходов.
Напомним, что данный документ, возлагающий оплату подобного прогула на участников процесса, был принят депутатами в трех чтениях, однако забракован Совфедом 11 июля текущего года. По мнению сенаторов, перевод оплаты сотрудникам дней вынужденного отсутствия на рабочем месте в разряд компенсаций может, по сути, стать новым источником доходов для свидетелей. Но это не так страшно. Куда хуже то, что в итоге пострадают региональные бюджеты, поскольку данные выплаты не будут подлежать налогообложению. Участники согласительной комиссии постараются в короткий срок снять все противоречия по этому документу и прийти к компромиссу.
Возможно, сотрудники таможенной службы вскоре получат право приостанавливать выпуск в обращение на территории России импортной продукции с признаками контрафактности даже в том случае, если сведения о товарном знаке, указанном на ней, не внесены в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Соответствующий законопроект поступил на днях в нижнюю палату парламента. На проверку подобных грузов народные избранники отводят сотрудникам ФТС семь дней. Впрочем, если правообладатель направит в адрес таможенников письменное обращение, срок может быть продлен еще на 10 рабочих дней.
Напомним, что в настоящее время контролеры вправе приостанавливать выпуск в обращение только тех видов импорта, которые указаны в уже упомянутом реестре объектов интеллектуальной собственности.
Вполне вероятно, что в скором времени объекты игорного бизнеса будут считаться зарегистрированными только с момента выдачи соответствующего свидетельства. Более того, налоговики получат право выносить решение об отказе в постановке на учет «одноруких бандитов». Такой порядок предусмотрен в законопроекте, который на днях поступил на рассмотрение в Госдуму. Напомним, что сейчас «азартный» объект считается зарегистрированным с даты представления заявления о постановке такового на учет (п. 4 ст. 366 НК). Свидетельство же компания получает только в течение пяти дней с этого момента. Авторы поправок указывают, что Законом от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ предусмотрена возможность открытия подобных развлекательных заведений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) исключительно в игорных зонах. По ныне действующим правилам, налоговики должны зарегистрировать объект, даже если компания планирует его разместить вне специально отведенных для этого мест. Таким образом, налицо нестыковка, которую необходимо устранить.
Правительство намерено существенно сократить срок полезного использования основных средств. Соответствующий законопроект может быть рассмотрен Госдумой уже в осеннюю сессию. Об этом заявил накануне первый вице-премьер Игорь Шувалов. Вероятность такого хода событий чиновник оценил как «практически стопроцентную», отметив, что вопрос о том, по каким группам и по какой номенклатуре будет произведено сокращение, почти решен. Это, надеется первый вице-премьер, станет дополнительным стимулом для компаний инвестировать средства в обновление оборудования.
Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» источник в Минэкономразвития, разработанные в ведомстве поправки касаются большинства отраслей производства. Кроме того, «экономисты» намерены отстаивать свое предложение по трехкратному увеличению так называемой «амортизационной премии» для производителей инновационной продукции, дабы разрешить предприятиям сразу относить на расходы не 10, как сейчас, а 30 процентов стоимости вводимых в действие ОС.
Суммы переплаты по налогам, возвращенные из бюджета, компании и предприниматели на УСН должны учесть при расчете единого налога. На это указывает Минфин в письме от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/130. Финансисты напомнили, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса в базу по «упрощенному» налогу включаются доходы от реализации и внереализационные доходы. Определяются они исходя из положений статей 249 и 250 Кодекса. При этом статья 251 содержит перечень поступлений, которые не нужно учитывать в налоговой базе. К сожалению, суммы налоговой переплаты, возвращенные компании, в данном перечне не указаны.