Конституционный Суд (КС) РФ рассмотрел жалобу гражданки на нормы налогового и гражданского законодательства. Поводом стал спор с налоговыми органами из-за обмена земельных участков. В 2021 году владелица обменяла свой участок с кадастровой стоимостью около 2,95 млн рублей на другой участок с кадастровой стоимостью около 422 тыс. рублей. По условиям договора стороны признали участки равноценными, установив стоимость каждого в 500 тыс. рублей, доплаты не было.
Налоговая инспекция доначислила данной гражданке НДФЛ, рассчитав ее доход не из стоимости полученного участка (500 тыс. руб.), а исходя из 70% кадастровой стоимости отчужденного ею участка (2,95 млн руб. * 0,7). Это привело к требованию уплатить налог на сумму около 138,8 тыс. рублей. Гражданка оспорила это решение в судах. После череды отмен и пересмотров суды встали на сторону налоговой, сославшись на положения Налогового (п. 2 ст. 214.10) и Гражданского (п. 2 ст. 567) кодексов. Бывшая владелица более дорогого участка обратилась в КС, утверждая, что эти нормы позволяют взимать налог с «имущественных потерь», а не с реального дохода, и нарушают конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении признал частично не соответствующим Конституции РФ пункт 2 статьи 214.10 Налогового кодекса. Норма признана неконституционной в той мере, в какой во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 567 ГК РФ она допускает произвольное определение налогооблагаемого дохода при обмене недвижимости для граждан, действующих добросовестно и не в предпринимательских целях.
Кроме того, КС РФ установил правовые позиции для налогообложения мены. Они заключаются в следующем:
При этом КС РФ ограничил обратную силу своего решения, т.е. оно не является основанием для пересмотра исполненных налоговых обязательств и вступивших в законную силу судебных актов по другим делам.
Источник – постановление КС РФ от 15.01.2026 № 1-П.

