ООО выиграло электронный аукцион и заключило государственный контракт с ГКУ на ремонт автомобильной дороги.
В процессе исполнения контракта у подрядчика возник ряд существенных проблем во взаимодействии с заказчиком и привлеченной им организацией строительного контроля. Основные претензии ООО сводились к следующему:
Считая, что действия заказчика и организации строительного контроля создают непреодолимые препятствия для своевременного и надлежащего исполнения контракта, ООО спустя три месяца после заключения договора приняло решение об одностороннем отказе от его исполнения. В ответ заказчик обратился в ФАС с требованием включить подрядчика в РНП. Антимонопольный орган, согласившись с доводами заказчика, вынес соответствующее решение.
ООО оспорило это решение в судебном порядке.
Суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции полностью поддержали позицию подрядчика. Изучив переписку сторон, суды установили, что заказчик и строительный контроль действовали неправомерно, затягивая согласования и не давая ответов на критически важные вопросы. Было подтверждено, что строительная площадка была передана с задержкой, а ответы на обращения подрядчика носили формальный характер и поступали с нарушением разумных сроков. Суды пришли к выводу, что у ООО имелись предусмотренные гражданским законодательством и контрактом основания для одностороннего отказа в связи с созданными заказчиком препятствиями. Следовательно, оснований для включения в РНП не имелось, и решение ФАС было признано недействительным.
Суды также указали, что сам по себе факт одностороннего отказа от исполнения контракта при наличии законных оснований не является проявлением недобросовестности и не должен вести к включению в РНП.
Антимонопольный орган при рассмотрении обращения заказчика обязан был проверить наличие или отсутствие оснований для одностороннего отказа подрядчика. В данном случае ФАС ограничился формальной констатацией факта отказа, не дав должной правовой оценки доводам подрядчика и не исследовав полноту действий заказчика.
Представленная в дело переписка объективно свидетельствовала о систематических задержках и уклонении заказчика от решения ключевых технических и организационных вопросов.
Внесение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков является крайней мерой, применяемой к недобросовестным участникам, а не инструментом давления на подрядчиков, вынужденных защищать свои права в условиях ненадлежащего поведения заказчика.
Антимонопольный орган не может механически включать в РНП поставщика, отказавшегося от контракта. Он обязан всесторонне и объективно проверить, были ли действия заказчика, препятствующие исполнению, и являлся ли отказ поставщика вынужденной мерой.
Источник - постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.11.2025 по делу № А67-8148/2024.

Как оплачивать работу в новогодние праздники с 31 декабря 2025 по 11 января 2026
Как оформить отпуск, если он выпал на новогодние каникулы
По каким правилам работать в 2026 году при выдаче денег под отчет на карту?
Лишение премий работников по итогам 2025 года: как применять новое ограничение
Как заполнить уведомление при досрочной уплате страховых взносов за декабрь 2025 года
