Закон о требованиях к локализации транспортных средств, используемых в такси, был принят в мае текущего года и начнет действовать с начала 2026 года. Чтобы автомобиль мог быть зарегистрирован как такси, он должен соответствовать одному из двух критериев:
Основную часть водителей легковых такси составляют самозанятые (примерно 540 000 человек), которые чаще всего используют личные автомобили. Половина владельцев автомобилей, не отвечающих новым требованиям к локализации, не планируют приобретать новые машины, удовлетворяющие этим требованиям.
Согласно исследованиям, только 5% таксистов готовы заменить автомобиль из-за новых требований. Около 42% водителей планируют продолжать работать на имеющихся автомобилях, но только 29% из них соответствуют новым стандартам. Исследование также показывает, что большинство таксистов (70%) имеют статус самозанятых, и для 69% из них работа в такси является основным источником дохода.
Все это стало основой для новой инициативы депутатов, которые предложили на рассмотрение еще один законопроект. Согласно которому, обычные граждане смогут включать свои автомобили в региональные реестры такси, даже если они не соответствуют требованиям локализации.
Чтобы иметь возможность зарегистрировать свой автомобиль, владельцы должны соблюдать несколько условий:
Депутаты предлагают установить квоты для таких водителей на уровне не менее 25% от общего числа автомобилей, зарегистрированных в региональном реестре такси.
Это означает, что каждый год Минтранс будет определять количество автомобилей, которые могут быть включены в реестр без соблюдения новых требований.
Для расчета лимита на 2026 год будет использоваться количество автомобилей, внесенных в реестр по состоянию на 28 февраля 2026 года.
Начиная с 2027 года, квоты будут определяться на основе числа зарегистрированных такси на 31 декабря предыдущего года. Это позволит более точно учитывать количество действующих таксомоторных перевозок и потребности рынка.
Законопроект, если он будет принят, будет действовать до 1 января 2033 года. Это позволит самозанятым водителям продолжить работу на своих автомобилях в условиях переходного периода.
Мнения экспертов и участников рынка о законопроекте разделились. С одной стороны, поддержка самозанятых водителей и возможность работать на личных автомобилях без дополнительных затрат на локализацию представляются положительными моментами.
С другой стороны, некоторые критики указывают на возможные риски, связанные с безопасностью и качеством обслуживания, если в таксомоторные перевозки будут допущены автомобили, не соответствующие современным стандартам.
В сентябре Российский союз промышленников и предпринимателей предупредил о возможном уходе с рынка около 200 000 водителей, что составляет почти 20% от общего числа. Профсоюз «Новый труд» оценивает возможный уход подрабатывающих водителей в 90%, и прогнозирует рост цен на поездки на 25-50%.
В конце октября «Опора России» обратилась к властям с просьбой перенести вступление закона в силу до 2030 года.
Автор. Д.Афанасова

