ИП заключил контракт с городской больницей на ремонт окон. В связи с введенными из-за пандемии COVID-19 ограничениями предприниматель уведомил заказчика о необходимости продлить сроки работ. Однако учреждение сочло его действия ненадлежащим исполнением обязательств и в одностороннем порядке отказалось от контракта, после чего обратилось в Управление ФАС по Краснодарскому краю.
Антимонопольный орган включил сведения о предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков. ИП оспорил это решение в суде и выиграл дело: документ ФАС был признано недействительным, а информация об ИП исключена из реестра.
После восстановления своего правового статуса предприниматель подал иск к Российской Федерации в лице ФАС о взыскании:
Суды трех инстанций (первой, апелляционной и кассационной) единодушно отказали предпринимателю в удовлетворении его требований. В своих решениях они не квалифицировали факт включения в РНП как распространение порочащих и не соответствующих действительности сведений. УФАС действовало в пределах своих полномочий, добросовестно исполняя обязанности на момент принятия решения. Тот факт, что решение впоследствии было отменено, не означает автоматической вины и ответственности органа власти.
Суды также указали, что не доказана причинно-следственная связь. Истец утверждал, что из-за нахождения в реестре он не мог участвовать в закупках и понес убытки. Однако, по мнению судей, закон не устанавливает автоматического запрета на участие в закупках для лиц, внесенных в РНП. Заказчик вправе, но не обязан устанавливать такое требование. Следовательно, предприниматель не был лишен права участвовать в тех закупках, где такого требования нет. Кроме того, суды отметили, что победа в закупке и заключение контракта не гарантированы ни одному участнику.
Они также отметили, что факт вреда деловой репутации не доказан. Предприниматель не представил суду подтверждений того, что у него была сформировавшаяся деловая репутация, и что именно публикация в РНП привела к ее умалению, сокращению клиентов или потере конкурентоспособности. Его субъективное мнение и уверенность в причинении вреда не были подкреплены объективными доказательствами.
Представленная медицинская справка, на которую ссылался истец в обоснование морального вреда также, не была принята судом во внимание, так как содержала информацию со слов самого предпринимателя и не подтверждала факт причинения именно физических или нравственных страданий действиями ФАС.
Само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков и его последующее оспаривание не являются основанием для автоматической компенсации убытков. Истцу необходимо доказать не только незаконность решения, но и вину органа власти, а главное — прямую причинно-следственную связь между действиями ФАС и понесенными убытками.
Суды требуют от предпринимателей предоставления весомых и неопровержимых доказательств причинения вреда, а не просто ссылок на ухудшение финансового положения или субъективные переживания.
Действия антимонопольного органа рассматриваются как исполнение публично-правовых полномочий. Пока орган действовал в рамках своей компетенции и не было доказано его злоупотребление, его ответственность не наступает, даже если его решение впоследствии было отменено.
Источник - постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2025 по делу № А32-54509/2024.
Еще по теме:
Порядок проверки сведений о недобросовестных поставщиках
Отказ банка в предоставлении гарантии не является основанием для неподписания контракта
Как считать страховые взносы, если у работника превышена предельная база
На сколько вырастут детские пособия в 2026 году?
ИФНС может применить расчетный метод для определения числа работников
Что меняется в расчете транспортного налога за 2025-2026 и когда?
Для кого сохранят пониженные тарифы по страховым взносам в 2026 году
Комментарии (0)
Оставить комментарий