Выбираем: ОАО, ООО или ЗАО

Выбираем: ОАО, ООО или ЗАО

12.12.2005 распечатать

Компания создает еще одну фирму либо решает вопрос о собственной реорганизации. И если в компании нет юриста, у главного бухгалтера обязательно спросят, какую форму собственности выбрать – ООО или АО. Принимая решение, нужно учитывать ряд важных нюансов.

Сделаем побыстрее

Зарегистрировать ООО можно быстро и просто: достаточно собрать необходимый пакет документов, создать уставный капитал в размере десяти тысяч рублей и отнести документы в налоговую инспекцию. Перечень документов указан в статье 12 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Для регистрации ЗАО нужны те же десять тысяч рублей. А вот чтобы создать ОАО, понадобится уже 100 тысяч (ст. 26 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

К тому же после того, как вы получите выписку о новой компании из реестра, вам придется снова собирать документы. На этот раз для регистрации выпуска акций, из стоимости которых и состоит уставный капитал. Причем подать документы в Федеральную службу по финансовым рынкам (бывшая ФКЦБ) нужно в течение одного месяца после даты государственной регистрации акционерного общества. Это требование установлено в пункте 3.2.2. Стандартов эмиссии ценных бумаг (утв. приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. № 05-4/пз-н).

Общие проблемы с отчетностью

И общее собрание участников ООО, и общее собрание акционеров должны на каждом годовом собрании утверждать годовую бухгалтерскую отчетность (ст. 48 Закона № 208-ФЗ, ст. 33 Закона № 14-ФЗ).

Из письма читательницы: «...У нас годовое общее собрание участников по уставу проводят в середине апреля. Баланс и все приложения к нему утверждают именно в это время. А в налоговой инспекции требуют приносить только утвержденную отчетность. До 31 марта. И что же мне делать? Попросить внести изменения в устав компании?» (Ирина, главный бухгалтер ООО).

Иван Чемичев, ведущий специалист «Налоговой компании “Патера”» отметил, что позиция налоговиков достаточно обоснованна. Дело в том, что пункт 2 статьи 15 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязывает компании сдавать только утвержденную отчетность.

Но и устав Ирининой компании не противоречит закону. Ведь проводить общее собрание участников (которое и утверждает баланс) можно не позднее четырех месяцев «с даты окончания финансового года». Для собрания акционеров этот срок еще больше – не позднее шести месяцев с этой же даты (ст. 47 Закона № 208-ФЗ, ст. 34 Закона № 14-ФЗ). То, что бухгалтерскую отчетность нужно сдать до 31 марта, ни в том ни в другом законе почему-то не отмечено.

Поэтому, чтобы избежать спора с инспекторами, можно подготовить письмо на имя руководителя инспекции – о том, что компания обязуется представить утвержденную отчетность сразу после проведения общего собрания. А пока сдать ту же отчетность, но неутвержденную.

«В любом случае Налоговый кодекс не разрешает инспекторам отказаться принять ваш баланс, потому что он не утвержден», – напомнил Иван Чемичев.

Главным бухгалтерам акционерных обществ нужно следить за сроками утверждения отчетности еще и по другой причине. Компании такого вида должны в обязательном порядке публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. При этом отчетность должна быть утверждена общим собранием акционеров (приказ Минфина от 28 ноября 1996 г. № 101, ст. 16 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому акционерам открытых обществ имеет смысл проводить общее собрание раньше, чем через шесть месяцев с начала года.

Лишняя головная боль

Обществу с ограниченной ответственностью необязательно формировать резервный фонд. Значит, и вести бухгалтерский учет созданного резерва не придется (ст. 30 Закона № 14-ФЗ).

В акционерном обществе от этой работы не уйти. Резервный фонд должен быть обязательно, в размере не меньше 5 процентов от уставного капитала (п. 1 ст. 35 Закона № 208-ФЗ).

А вот учитывать распределение чистой прибыли между участниками и выплату дивидендов акционерам придется так часто, как это решат участники или акционеры. В ООО это можно делать ежеквартально, раз в полгода или по результатам года. В АО – по результатам квартала и года или по результатам года (ст. 28 Закона № 14-ФЗ, ст. 42 Закона № 208-ФЗ).

Если меняются лица...

Из письма читательницы: «Я работаю главным бухгалтером в ООО. Юриста у нас нет, поэтому все протоколы общих собраний я составляю сама. Недавно один из участников продал свою долю и вышел из общества. Нужно ли мне оформить какие-то документы?»

Да, нужно. Во-первых, протокол общего собрания, в котором обязательно следует указать, что другие участники отказались от своего права купить долю в первую очередь. Без этого продажу доли третьему лицу можно признать недействительной по требованию любого из них (ст. 21 Закона от 8 февраля 1998 г. № 145-ФЗ).

Кроме того, покупатель и продавец подписывают договор о продаже доли. Один экземпляр должна получить компания, чтобы новый участник подтвердил свои права.

Но придется внести изменения в устав и учредительный договор. И зарегистрировать эти изменения в налоговой инспекции. Процесс небыстрый, но избежать его нельзя (п. 4 ст. 12 Закона № 14-ФЗ).

В акционерных обществах все не так сложно. В ОАО акции можно продавать любому желающему. В ЗАО, конечно, нужно получить отказ других акционеров купить акции. Но и в том и в другом случае оформляется все достаточно просто: продавец и покупатель приносят в компанию договор купли-продажи акций, составляют передаточное распоряжение, а ответственное лицо (это может быть и главный бухгалтер) вносит запись в реестр акционеров. Ничего регистрировать не нужно (п. 7 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. № 27).

Прежде чем подписать договор

Вряд ли значимый для компании договор руководитель подпишет без главного бухгалтера. Но прежде чем поставить подпись, проверьте, не считает ли закон вашу новую сделку крупной. Ведь такие сделки нужно утверждать в особом порядке. Подписей руководителя и главного бухгалтера будет недостаточно.

Крупная сделка – это та, по которой компания приобретает, передает или, возможно, передаст в будущем имущество, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Определяется эта стоимость на последнюю отчетную дату (ст. 46 Закона № 14-ФЗ, ст. 78 Закона № 208-ФЗ).

Причем при определении балансовой стоимости активов учитывается их сумма по последнему утвержденному балансу без уменьшения ее на сумму долгов (обязательств) компании. На это указал Президиум Высшего Арбитражного Суда в письме от 13 марта 2001 г. № 62.

Эти критерии установлены в законе. Но акционеры могут и сами определить критерии крупных сделок в их компании. Например, любые сделки с недвижимостью или все сделки на сумму больше 100 тысяч рублей. Единственное условие – эти требования обязательно нужно указать в уставе. Иначе будут действовать нормы закона (ст. 78 Закона № 208-ФЗ).

Итак, по закону или по уставу фирмы новая сделка признана крупной. Это означает, что по ней нужно правильно оформить решение о заключении договора.

В ООО такое решение принимает общее собрание участников – большинством голосов. Но участники могут освободить себя от этой обязанности и оставить ее на совести директора или совета директоров, указав это в уставе (п. 6 ст. 46 Закона № 14-ФЗ).

Акционеры не имеют права поступить так же. Закон «Об акционерных обществах» не предусматривает возможности изменить порядок одобрения крупной сделки.

Если сумма договора составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов, решение о ее одобрении принимает совет директоров акционерного общества, единогласно.

При стоимости договора более 50 процентов от стоимости активов общества решение выносят на общем собрании акционеров. Причем не менее 3/4 голосов тех, кто на нем присутствовал.

Если этот порядок не будет соблюден, договор признают недействительным (ст. 168 ГК). Поэтому внимательно проверьте все протоколы заседаний собрания или совета директоров: там должно быть четко указано, сколькими голосами одобрена эта сделка.

Даем добро на крупную сделку

Инна Авдеева, специалист в области корпоративного права, советует обязательно указать в протоколе об одобрении крупной сделки такие данные:

  • балансовую стоимость активов, с которой вы сравнивали цену сделки, и сколько в рублях составляют 25 процентов их стоимости;
  • цену предполагаемой сделки. Обязательно укажите, что она превышает 25 процентов стоимости активов общества.

В самом решении об одобрении сделки лучше указать:

  • партнера, с которым вы собираетесь такую сделку заключать;
  • порядок оплаты и передачи имущества по сделке (должно быть видно, в какие сроки вы получите компенсацию за отчуждение своих активов);
  • наименование имущества – при его продаже или приобретении. Если перечень достаточно большой, лучше сделать его в виде приложения к протоколу;
  • срок, в течение которого действительно разрешение на сделку.

Алексей ГОЛОЩАПОВ

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...