«Объединенный» НДС

«Объединенный» НДС

31.01.2007 распечатать

Новый 2007 год принеc бухгалтерам не только изменения в законодательство, но и очередную декларацию по НДС. Минфин все же сдержал свое обещание и объединил «обычную» декларацию с «нулевой». Но это еще не все. Рассмотрим некоторые изменения в ее заполнении.

Если подпись, то только одна

Одно из самых интересных новшеств в заполнении декларации – главный бухгалтер теперь ее не подписывает. Зато ее может подписать представитель – в новой версии этот реквизит предусмотрен при заполнении титульного листа. В этом случае нужно указать наименование документа, подтверждающего полномочия, и приложить его копию к декларации.

Обратите внимание: согласно статье 29 Налогового кодекса, уполномоченный представитель фирмы осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством.

С чем связаны такие изменения, рассказывает юрист Елена Корецкая: «Согласно предыдущей редакции Налогового кодекса (стар. ред. ст. 80 НК), налогоплательщик мог представить в инспекцию налоговую декларацию лично или через своего представителя, направить ее в виде почтового отправления с описью вложения или передать по телекоммуникационным каналам связи. Кто подписывает декларацию, сведения и расчеты в кодексе было не определено.

Эти правила установлены в отдельных нормативных актах. Например, в пункте 7 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденного приказом Минфина от 28 декабря 2005 г. № 163н, было указано: «На титульном листе декларации ставятся подписи руководителя и главного бухгалтера. Фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера указываются полностью». Таким образом, в 2006 году декларацию должны были подписывать два лица.

Однако с 1 января 2007 года вступили в силу изменения, внесенные в первую часть Налогового кодекса Законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. В том числе эти изменения коснулись и порядка предоставления налоговых деклараций (ст. 80 НК). Во-первых, положения статьи 80 Налогового кодекса теперь распространяются в том числе на:
– расчеты авансовых платежей;
– расчеты сборов;
– расчеты, представляемые налоговыми агентами.

Во-вторых, в статье 80 Налогового кодекса появился новый пункт 5, в котором установлен порядок подтверждения достоверности сведений. Подписывать расчеты по налогам и сборам могут любые представители налогоплательщика. А значит, с 1 января 2007 года декларацию может подписывать любой представитель фирмы (не исключено, что в вашей компании это будет главный бухгалтер). Главное – правильно оформить его полномочия доверенностью и указанием на эти полномочия в должностной инструкции».

Итак, мы выяснили, что на декларации достаточно одной подписи. Зато ставить ее теперь нужно на каждом листе. Корректировка Порядка

Также в Порядке заполнения теперь уточнен список фирм, сдающих декларацию. Это связано с тем, что Федеральным законом от 22 июля 2005 г. №119-ФЗ была введена в действие статья 174.1 Налогового кодекса. А в ней прямо сказано, что товарищи, ведущие общий учет операций, и доверительные управляющие выставляют счета-фактуры и платят НДС. Как следствие, они с 2006 г. должны отчитываться по НДС. Однако в старом Порядке их забыли упомянуть. Теперь Минфин исправил этот пробел.

Был подкорректирован и порядок подачи уточненок. Если раньше было сказано, что уточненки нужно сдавать «с отражением сумм налога с учетом вносимых дополнений и изменений», то теперь Минфин просто ссылается на статью 81 Налогового кодекса.

Обязательными разделами в соответствии с новым порядком остались титульный лист и раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет». Остальные разделы сдаете только по необходимости. Тогда как раньше фирмы должны были сдавать еще и лист 2.1. «Расчет суммы налога» даже если они не вели в текущем месяце никаких операций, облагаемых НДС.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ в пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса, фирмы со среднесписочной численностью работников на 1 января 2007 г. более 250 человек (на 1 января 2008 г. – 100 человек) должны сдавать декларацию в электронном виде. Об этом Минфин также напомнил в Порядке заполнения декларации по НДС. Сообщаем про ОКВЭД... в декларации

Итак, пройдемся по разделам.

В письме ФНС России от 7 ноября 2006 № ЧД-6-25/1075@, сказано, что фирмы, зарегистрированные после 1 января 2004 года обязаны представить в налоговую сведения о кодах по ОКВЭД. Теперь ОКВЭД инспекторы могут узнать и из декларации: в разделах 1 и 2 (бывшие 1.1 и 1.2). Ведь в них помимо КБК и ОКАТО необходимо также указывать ОКВЭД.

В разделе 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» финансисты попытались объединить разделы 1.2 и 2.2 старой декларации. Раздел 2 нужно заполнять по каждой иностранной фирме и каждому арендодателю, налоговыми агентами которых вы являетесь в соответствии с законодательством. Однако в новой декларации негде указывать расчет налога – в разделе 2 не предусмотрена ни налоговая база, ни ставки НДС.

Зато теперь Минфин разъяснил, как заполнить декларацию при исключении судна из международного реестра (п. 6 ст. 161 НК). Внимание на расчет

Не остался без изменений и раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2–4 ст. 164 НК» (бывший 2.1), в котором вы должны показать расчет «основного» налога.

Во-первых, выделены в отдельные строки суммы НДС к начислению и вычету по операциям по реализации товаров, изготовление которых продолжается больше шести месяцев. Это связано с тем, что при продаже таких товаров, НДС с авансов можно не начислять (п. 13 ст. 167 НК), но и поставить его к вычету по таким операциям можно только в момент реализации товара (п.7 ст. 172 НК).

Во-вторых, строки «Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд» и «Выполнение СМР для собственного потребления» были объединены в одну строку «Сумма налога, исчисленная с налоговой базы и не предъявляемая покупателю», а затем расшифрованы.

В-третьих, теперь НДС, который вы поставили к вычету, а теперь должны восстановить при реализации товара по нулевой ставке, выделен в отдельную строку.

В-четвертых, с 2007 г. вы должны расшифровывать сумму НДС, оплаченную поставщику отдельным платежным поручением. Как вы помните, теперь так нужно поступать при бартере, взаимозачете и расчетах векселями.

И в-пятых, из раздела 2 убрали строки, которые переносились из «нулевой» декларации при неподтверждении ставки 0 процентов. Наводим марафет

Раздел 4 (бывший раздел 3) декларации, который заполняют иностранные организации, работающие в России через свои отделения и представительства, также претерпел «косметические» изменения. Из него исчезли столбцы «ИНН», «Адрес подразделения» и «Сумма налога, подлежащая уплате (возмещению)». Итоговые данные по этому разделу переносятся в раздел 3 декларации.

Раздел 9 декларации «Операции, не подлежащие налогообложению» (бывший раздел 4) и приложение к декларации «Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет» почти совсем не изменились. Подарок экспортерам

Теперь разберемся, как заполнять декларацию при экспорте. Для экспортеров предназначено четыре раздела:
– раздел 5 «Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена»;
– раздел 6 «Расчет суммы налоговых вычетов по операциям при реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена»;
– раздел 7 «Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена»;
– раздел 8 «Расчет суммы налоговых вычетов по операциям при реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально не подтверждена».

Раздел «Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов» финансисты решили не включать в новую декларацию. Документы нужны

Несмотря на то, что отдельную декларацию по нулевой ставке отменили, заполняя раздел 5, вы должны приложить к нему пакет документов.

При экспорте (за исключением экспорта в Беларусь) вы должны собрать документы, которые перечислены в статье 165 Налогового кодекса.

При продаже товаров иностранным дипломатическим представительствам (подп. 7 п. 1 ст. 164 НК) нужно представить документы, предусмотренные постановлением Правительства от 30 декабря 2000 г. № 1033. Список документов, которые нужно приложить к Декларации при продаже товаров (работ, услуг) международным организациям (п. 12 ст. 165 НК), вы можете найти в Постановлении Правительства от 22 июля 2006 г. № 455.

Документы, необходимые для подтверждения нулевой ставки при экспорте в Беларусь указаны в пункте 2 Раздела II Положения «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения». Опоздание прощается

Если вы не успели собрать документы в положенный срок, необходимо заплатить НДС с реализации. Отразить суммы налога нужно в разделе 7 декларации. Причем моментом определения налоговой базы будет день отгрузки товаров на экспорт (п. 9 ст. 167 НК). В этом же разделе вы покажете и вычеты по НДС (включая вычеты с авансов, полученных до 1 января 2006 г.).

Заплатив налог, вы все же можете подтвердить нулевую ставку и позже установленного срока. В том периоде, когда полный пакет подтверждающих документов будет собран, НДС, который вы заплатили по неподтвержденной нулевой ставке, нужно включить в графу 5 раздела 5 декларации. Вернуть налог можно в порядке и на условиях, предусмотренных положениями статьи 176 Налогового кодекса.

Внешне раздел 5 (бывший раздел 2 нулевой декларации) также претерпел изменения. Финансисты убрали из него графу «Ставка НДС» – и так понятно, что она равна нулю. Также чиновники оставили только одну графу по вычетам – в нее теперь нужно также ставить и вычеты налога с предоплаты, оставшейся с прошлых лет.

Из раздела 7 (бывший раздел 3 нулевой декларации) исчезла графа «Расчет НДС за налоговый период» (итого к уплате и итого к уменьшению). Напомним, в 2006 году данные из этих столбцов фирмы переносили в общую декларацию.

Разделы 6 и 8 декларации нужно заполнять тогда, когда в прошлом периоде вы подтвердили нулевую ставку, а право на вычет у вас возникло только сейчас. При этом пакет документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, повторно предоставлять не нужно.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

С. Блинова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.