Новый ФСБУ 27/2021. На что обратить внимание?

13.08.2021 распечатать

Минфин России утвердил новый федеральный стандарт бухучета 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Ведомство уточняет, что новые правила применяются с 1 января 2022 года, в то же время организация может принять решение о переходе на новый стандарт до указанного срока. Редакция журнала «Расчет» расскажет об основных положениях документа.

Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»

Для начала отметим, что новый федеральный стандарт бухучета устанавливает требования к бухгалтерским документам и документообороту компаний, за исключением организаций бюджетной сферы. Обратите внимание: к документам, с которыми работает предприятие, относятся не только бумажные носители информации, но и различные регистры, в том числе бухгалтерского учета. В свою очередь, под документооборотом подразумевается движение бумаг и регистров в компании начиная с момента их составления до завершения исполнения.

Кроме самого наличия, теперь по стандарту к документам предъявляются определенные требования. Во-первых, они должны соответствовать правилам, установленным Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и должны быть составлены на русском языке. Первичный учетный документ на иностранном языке должен содержать построчный перевод на русский язык.

Также стоит обратить внимание, что в случае, если законодательство или правила страны – места ведения деятельности за пределами России требуют составления документов бухгалтерского учета на языке данной страны, они формируются на соответствующем иностранном языке. При этом учетный регистр, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык.

Отдельно стоит сказать о реквизитах: в качестве даты составления первичного учетного документа указывается дата его подписания. В случае ее отличия от даты совершения хозоперации указывается информационно и второе число. 

Система регистраторов

Теперь система регистров бухгалтерского учета должна обеспечивать полноту информации, отражение объектов учета в хронологической последовательности и систематическое накапливание информации о них на счетах бухучета, в том числе на синтетических счетах. Компании также должны обеспечить системность информации, взаимосвязь хронологических и систематических записей, обоснованность учетных записей и соответствие данным документов, их достоверность и своевременность. 

Еще одним важным критерием является юридическая значимость учетных записей, то есть их свойство выступать в качестве подтверждения объектов бухучета, включая свершившиеся факты хозяйственной жизни. Правильность отражения объектов учета в регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти регистры. Компания вправе включать в документы реквизиты, являющиеся дополнительными к обязательным. 

Записи в документах на бумажном носителе должны производиться средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение срока хранения документов не меньшего, чем установленный статьей 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в частности, краской, чернилами, шариковой ручкой. При этом запрещается производить записи средствами, не обеспечивающими их сохранность, например, простым карандашом. В случае, если документы электронные, компания должна обеспечить возможность изготовления копий на бумажных носителях.

Регистрировать документ в учете нужно однократно, а перечень подписантов должен быть утвержден руководителями организации. Кстати, сами виды электронной подписи устанавливаются организацией из списка, предусмотренного Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Такие типы ЭЦП должны быть зафиксированы в соглашении с контрагентами компании, с которыми ведется электронный документооборот. 

Внесение исправлений 

Исправление в документе бухгалтерского учета производится таким образом, чтобы были ясны ошибочные и исправленные данные. Исправление должно содержать дату внесения корректировки, а также подписи лиц, составивших документ или ответственных за ведение учета, которые внесли изменения, с указанием должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации сотрудников компании.

Допустимы исправления и в электронных документах, при этом новая версия должна содержать указание на то, что она составлена взамен первоначальной, нужно указать дату исправления, а также заверить электронными подписями лиц, его составивших.

Что касается бумажных носителей, то, как и раньше, достаточно зачеркнуть ошибочные текст или сумму и вписать верную информацию. Исправление производится чертой таким образом, чтобы можно было прочитать неверные текст или сумму. Данные корректировки должны сопровождаться надписью «Исправлено» и содержать дату внесения изменений, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ, с указанием должности. Кстати, исправления в виде подчисток, в частности, замазывания, стирания, в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, не допускаются.

В регистрах такие действия отражается путем оформления операций «сторно», то есть со знаком «минус» и соответствующей корректировочной проводкой, либо в форме записи на сумму, дополняющую сумму ошибочной записи до правильной величины (дополнительная запись).

Сохранность документации

Особое внимание стоит уделить сохранности документации, ведь именно это может обеспечить компании возможность доказать осуществление хозяйственных операций и обосновать суммы уплаченных налогов и закрытых взаиморасчетов с контрагентами. Организация должна хранить подлинники бумажных или электронных документов.

Доступ к ним, а также к регистрам бухгалтерского учета предоставляется в порядке, установленном самим экономическим субъектом, с обязательным информированием главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение учета, либо лица, с которым заключен договор оказания услуг по ведению бухучета. 

Документооборот

Для полноценного существования бизнеса организация документооборота является важнейшим процессом. Именно поэтому идеологом этих процессов в компании должен быть руководитель предприятия. При этом должно обеспечиваться своевременное отражение объектов бухгалтерского учета, в том числе передача документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах и составление на их основе финансовой отчетности.

Обязательным является и предотвращение несанкционированного доступа к документам бухучета. Кроме того, своевременное оформление документов, передача их в установленные сроки для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие указанные документы.

В статье использованы фото с сайта freepik.com

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.