НДС 20%: льготы в обмен на повышение?

15.08.2018 распечатать Скачать обзор изменений

Власти повысили налог на добавленную стоимость. Бизнес ожидает увеличения трат, а население страны – роста цен. Однако власти пообещали создать ряд мер, призванных компенсировать рост НДС. Валентина Александрова, внутренний аудитор Acsour, изучила предложения государства.

С 1 января 2019 года Россию ожидает повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. Мера направлена на привлечение в бюджет дополнительных средств для выполнения майских указов президента РФ. Согласно оценкам, повышение налога может принести дополнительные 620 миллиардов рублей в год. Власти решили увеличить именно НДС, так как на данный момент этот налог является самым эффективно собираемым и администрируемым и оценка увеличения поступлений выглядит правдоподобной.

Новости о повышении НДС вызвали неоднозначную реакцию со стороны бизнеса. Наиболее часто озвучиваемое в обществе опасение – повышение общего уровня цен, которое ударит, прежде всего, по конечным потребителям – гражданам и малому бизнесу, не возмещающему НДС из-за применения упрощенной системы. Таким образом, в обществе уже сформировались инфляционные ожидания, связанные с изменением ставки.

Обратите внимание

Власти предлагают снизить с семи миллиардов до двух миллиардов рублей сумму налога, которую за три года должна заплатить компания для получения права на ускоренный возврат НДС. Также сократится количество документов и требований к ним, необходимых для ускоренного возврата.

Однако в обмен на повышение налога правительство предложило различные преференции для бизнеса, целью которых является компенсация негативного эффекта от увеличения ставки. Эти предложения формализованы в законопроекте № 249505-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Подписание данного закона Президентом РФ ожидается в ближайшее время. Рассмотрим, какие льготы правительство планирует создать, чтобы нивелировать налоговый удар по малому бизнесу.

Читайте также «НДС 20 %»

Сокращение срока «камералок»

В законопроекте предложено сократить срок проведения камеральной проверки декларации по НДС с трех до двух месяцев, оставив при этом возможность увеличения срока до трех месяцев в случае выявления нарушений. Безусловно, данная мера является шагом навстречу налогоплательщикам, однако ее финансовый эффект с точки зрения бизнеса не представляется существенным.

Читайте также «Доначисления после «камералки»: как такое возможно?»

Уточненный порядок

Законопроектом разъясняется порядок проведения налоговой службой дополнительных контрольных мероприятий в отношении компании и документального оформления ревизий. Данная мера, безусловно, позволит упростить взаимодействие ИФНС и фирм, а также снизит вероятность судебных разбирательств между ними из-за повторного назначения проверок.

Точные критерии

Планируется установить лимит в 60 миллионов рублей для признания сделок с взаимозависимыми иностранными компаниями контролируемыми. Это снизит административную нагрузку на бизнес и избавит большое количество компаний с иностранным участием от подачи уведомлений о несущественных сделках и подготовки пакетов документации по трансфертному ценообразованию в их отношении.

Отмена налога на движимое имущество

Данная мера наконец-то вернет равенство налогоплательщикам из всех регионов, поскольку до этого момента решение о льготе принималось региональными властями. Максимальная ставка налога составляла 1,1 процента. Для многих компаний это решение станет существенным бонусом.

Читайте также «Когда движимое имущество облагается налогом по общей ставке»

Ускоренный возврат

Власти предлагают снизить с семи миллиардов до двух миллиардов рублей сумму налога, которую за три года должна заплатить компания для получения права на ускоренный возврат НДС. Также сократится количество документов и требований к ним, необходимых для ускоренного возврата. Данная мера направлена на поддержку крупного бизнеса.

Без консолидированных групп

В проекте предлагается отмена института КГН с 2023 года и запрет на создание новых консолидированных групп. Таким образом, нельзя будет передать полномочия на уплату налога по группе компаний в каком-то одном регионе.

Эта мера направлена на наполнение доходами региональных бюджетов, которые недополучают средства из-за действия КГН. По моему мнению, предложенные льготы не будут иметь значительного положительного влияния на малый бизнес, который пострадает от увеличения НДС наиболее существенно.

Таким образом, негативный финансовый эффект не будет компенсирован этой категории налогоплательщиков. Единственная действительно эффективная мера по снижению фискальной нагрузки – это отмена налога на движимое имущество.

Предварительная оценка

Дарья Перковская, партнер практики Аудит и консалтинг АКГ «Деловой профиль», посмотрела на повышение ставки налога на два процента глазами государства, компаний и конечных потребителей.

По оценке Минфина, после повышения налога инфляция может ускориться в пределах 1,5–4,5 процентных пункта в 2019 году, а рост цен, согласно расчетам ЦБ, ускорится на один процентный пункт, причем частично это станет заметно уже во второй половине 2018 года.

Повышение налоговой нагрузки в качестве источника пополнения бюджета обсуждается уже давно. Оценивались варианты и последствия таких мер, как введение налога с продаж, переход к прогрессивной шкале НДФЛ, отмена всех фискальных льгот, включая пониженные ставки по НДС, но все вышеперечисленные механизмы увеличения поступлений в бюджет гораздо сильнее ударили бы по населению, чем принятое решение об увеличении ставки налога на добавленную стоимость на два процента при сохранении всех льгот по НДС, существующих на текущий момент.

В масштабах страны

В рамках экономики страны в целом важно будет, куда именно будут направлены дополнительные доходы бюджета. Если это будут инвестиции в новые инфраструктурные проекты или власти осуществят бюджетный маневр в пользу здравоохранения и образования, то потенциально это приведет к росту ВВП.

Для компании

Если же рассматривать влияние повышения ставки НДС в рамках конкретной компании, то самым очевидным последствием будет прибавка к цене товаров, работ и услуг в размере 2%.

Если говорить о компаниях – плательщиках НДС, то у них пропорционально увеличатся как сумма налоговых начислений, так и размер налоговых вычетов, вследствие чего общая фискальная нагрузка на бизнес возрастет незначительно. Однако для конечного потребителя повышение ставки НДС обернется ростом розничных цен, а для компаний и предпринимателей, применяющих упрощенные системы налогообложения, – ростом себестоимости и, как следствие, также ростом цен для конечного потребителя.

При этом в качестве компенсации бизнесу предлагаются отмена налога на движимое имущество, а также ускорение возмещения НДС экспортерам.

Однако эти послабления коснутся не всех – ведь не все фирмы являются плательщиками налога на движимое имущество, а ускорение возмещения НДС предполагается только для крупных экспортеров с налоговой нагрузкой более двух миллиардов рублей за три последних года.

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...