Как правильно проводить инвентаризацию ОС

11.09.2017 распечатать

Без регулярных инвентаризаций бухгалтерская отчетность в какой-то момент может оказаться недостоверной. За это штрафы будут грозить как самой организации, так и ее должностным лицам (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ). Что касается инвентаризации основных средств, то ее можно проводить не чаще одного раза в три года.

Информация в бухотчетности может быть признана недостоверной из-за инвентаризации, которую провели не по правилам. То же самое гарантировано, если результаты ревизии оформлены с нарушениями. Расскажем, как этого избежать.

Перед инвентаризацией

По общему правилу порядок проведения инвентаризации надо закрепить в учетной политике для целей бухучета. Таково требование пункта 4 ПБУ 1/2008.

В приложении к приказу об учетной политике следует, во-первых, конкретизировать график инвентаризаций (в т. ч. обязательных) и их сроки в течение отчетного года. Во-вторых, стоит зафиксировать перечень имущества и обязательств, которые нужно проверять при каждой инвентаризации.

В постоянно действующую инвентаризационную комиссию должно входить минимум два человека. Обычно в комиссию включают административно-управленческий персонал, специалистов других служб и отделов компании. При этом материально-ответственные лица членами такой комиссии быть не вправе. Состав комиссии утверждает руководитель компании.

Приказ о проведении инвентаризации можете составить по самостоятельно разработанной форме. Тогда форму приказа должен утвердить гендиректор фирмы. Также никто не запрещает применять типовую форму из постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В приказе укажите причину инвентаризации, состав комиссии, проверяемое имущество и обязательства, дату начала и окончания ревизии.

Утверждает приказ руководитель. Далее документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.Приказ зарегистрируйте в специальном журнале учета и контроля (например, по типовой форме № ИНВ-23) выполнения приказов о проведении инвентаризации.

В приказе о назначении инвентаризации нужно указать людей, в сейфе у которых будут храниться инвентаризационные описи (например, кассир, главный бухгалтер или директор).

До начала инвентаризации не забудьте взять расписку с лиц, на чьем ответственном хранении находится имущество, в том, что к началу ревизии сданы все документы на имущество в бухгалтерию или инвентаризационной комиссии. Для этих автографов отведен специальный раздел в инвентаризационной описи (акте).

Все материально-ответственные лица (МОЛ) должны присутствовать при инвентаризации и других подобных ревизиях, во время которых проверяют сохранность и состояние вверенного им имущества (приложение № 2 к постановлению Минтруда России от 31.12.2002 № 85). На этом настаивают в Минфине России (см. письмо от 15.07.2008 № 07-05-12/16).

Проверьте состояние инвентарных карточек, паспортов и иных документов на ОС. Если каких-то документов нет или в них обнаружены неточности, оформите их или скорректируйте до проведения инвентаризации.

Читайте также «Учетная политика: амортизация основных средств»

Во время инвентаризации

Наконец, проведите непосредственно инвентаризацию. То есть сверьте фактическое наличие имущества с учетными данными путем сплошной проверки по всем местам нахождения ОС.

Если основные средства в момент инвентаризации находятся вне организации, их инвентаризируют до момента временного их выбытия. Например, такое возможно с отправленными в капитальный ремонт машинами и оборудованием, с уходящими в дальние рейсы автомашинами и т. п.

Основные средства, стоимость которых списана в момент их ввода в эксплуатацию, также надо инвентаризировать. Их инвентаризацию проводят в таком же порядке, как и все остальные основные средства.

Заполните инвентаризационную опись в трех экземплярах. Можно, впрочем, оформить один экземпляр, сняв с него копии и заверив их подписями членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц.

В случае смены МОЛ лицо, принявшее имущество, расписывается в его получении, а сдавшее – в сдаче этого имущества.

Редко какая инвентаризация проходит «в ноль». Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, придется оформить сличительную ведомость. Она оформляется в двух экземплярах: один – для бухгалтерии, второй – для материально ответственного лица, сдавшего имущество. Ну. вот, теперь нам осталось только оформить ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (№ ИНВ-26), издать приказ об утверждении результатов инвентаризации и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете. Результаты инвентаризации надо показать в учете того отчетного периода, когда фактически ревизия завершена.

Алгоритм инвентаризации основных средств

алгоримт инвентаризации основных средств.jpg

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...