Инвентаризация активов и обязательств
14.10.2016 распечататьСоставлению годовой бухгалтерской отчетности обязательно предшествует инвентаризация активов и обязательств. Один из вопросов такой инвентаризации – ревизия расчетов с различными дебиторами и кредиторами. О том, как ее провести и оформить, мы и поговорим в данной статье.
Провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана (п. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 38 ПБУ 4/99). При этом исключить из проверки можно только (п. 27 Положения по бухучету, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, п. 1.3 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49):
- ОС, если их инвентаризировали в последние три года (например, в текущем году можно
не проверять ОС, которые прошли инвентаризацию в декабре 2014 г.); - имущество, уже прошедшую ревизию с октября отчетного года.
Инвентаризация расчетов проводится ежегодно в обязательном порядке. Провести ее одномоментно невозможно и лучше начать заблаговременно. Так, годовая инвентаризация в целом проводится в IV квартале отчетного года – с 1 октября по 31 декабря (п. 27 Положения по бухучету). И такую ее составляющую, как инвентаризация расчетов, можно проводить последовательно в течение IV квартала.
Конкретные даты годовой инвентаризации руководитель организации устанавливает в приказе о ее проведении (форма № ИНВ-22).
Вместе с тем инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности проводится по состоянию на 31 декабря отчетного года включительно (Рекомендации в приложении к письму Минфина от 09.01.2013 № 07-02-18/01). Поэтому:
- все итоговые документы по результатам инвентаризации датируются 31 декабря отчетного года (п. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ);
- ошибки, выявленные в ходе инвентаризации, считаются выявленными 31 декабря отчетного года и исправляются записями на эту дату (п. 6 ПБУ 22/2010).
Как провести и оформить инвентаризацию расчетов
Инвентаризация расчетов проводится для того, чтобы проверить обоснованность сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета (п. 3.44 Методических указаний). То есть она предполагает проверку правильности этих сумм и полноты их документального подтверждения, в том числе сверку сумм дебиторской и кредиторской задолженности по данным организации и сведениям ее контрагентов.
Таким образом, первым шагом инвентаризации расчетов должно быть составление бухгалтерской справки со сведениями о задолженности, числящейся в бухучете:
- наименованиями конкретных дебиторов и кредиторов;
- основания возникновения задолженности;
- реквизиты подтверждающих ее документов.
В этих целях можно использовать Приложение к форме № ИНВ-17.
Суммы задолженности в справке удобно группировать в разрезе бухгалтерских счетов.
На основании справки о задолженности и документов, в которых дебиторы и кредиторы подтверждают наличие и размер задолженности, инвентаризационная комиссия по окончании сверки составляет акт по форме ИНВ-17 в двух экземплярах. Один экземпляр остается у комиссии, второй передается в бухгалтерию (п. п. 73, 74 Положения по бухучету, Указания,
утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88).
Суммы задолженности, подтвержденной и не подтвержденной дебиторами и кредиторами, должны быть отражены в акте отдельно. Кроме того, выделить нужно суммы безнадежных долгов.
Покупатели, поставщики, дебиторы и кредиторы
При проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (за исключением расчетов с бюджетом и расчетов с персоналом) проверяются дебетовые и кредитовые остатки по счетам, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Излишки и долги «по контрагентам»
Счет | Вид задолженности | Документы подтверждающие задолженность | |
Дебет | Кредит | ||
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | Суммы выданных авансов | Задолженность по оплате приобретенных товаров, работ услуг | Договоры с поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками, договоры аренды, страхования, займа, посреднические договоры, первичные учетные документы (товарные накладные, акты), выписки банка, гарантийные письма, решения суда и т. п. |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» | Задолженность по оплате отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг | суммы полученных авансов | |
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | Задолженность по причитающимся дивидендам, страховому возмещению, процентам по выданным займам, по признанным должниками или присужденным судом неустойкам и пр. | Задолженность по признанным организацией или присужденным к уплате судом неустойкам и пр. | |
75 «Расчеты с учредителями» | Задолженность по оплате доли в УК организации | Задолженность по выплате дивидендов | Решение о выплате дивидендов, учредительные документы, выписки банка |
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» | Задолженность по возврату полученных кредитов и займов, уплате процентов | Договоры займа, кредита, выписки банка, бухгалтерские справки и т. п. | |
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» |
Состояние расчетов проверяется по каждому покупателю, заказчику, поставщику, подрядчику,
по каждому договору, по каждому учредителю и т. д. Для согласования сумм задолженности с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками с каждым из них, как правило, проводится сверка взаимных расчетов, по итогам которой подписывается соответствующий акт в двух экземплярах. Чтобы задолженность считалась согласованной, на акте должны быть подписи и руководителя организации, и руководителя контрагента.
Но по большому счету подтвердить согласование суммы задолженности можно и, например, письмом контрагента, в котором он признает свой долг.
Обязательна сверка расчетов с банками (п. 74 Положения по бухучету).
Расчеты с бюджетом при инвентаризации расчетов
При проведении инвентаризации расчетов с бюджетом проверяются дебетовые и кредитовые остатки по счетам, приведенным в таблице 2.
Таблица 2
Переплаты и задолженности по налогам и взносам
Счет | Вид задолженности | Документы подтверждающие задолженность | |
Дебет | Кредит | ||
68 «Расчеты по налогам и сборам» | Суммы переплат по налогам | Задолженность по уплате налогов | Налоговые декларации и расчеты, выписки банка |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» | Суммы переплат по взносам во внебюджетные фонды, задолженность ФСС по возмещению выплаченных пособий | Задолженность по уплате страховых взносов | Расчеты по страховым взносам, выписки банка |
Состояние расчетов проверяется по каждому налогу (сбору, взносу) и бюджету, в который он уплачивается. При этом обязательно нужно получить от ИФНС, ПФР и ФСС документы, подтверждающие суммы задолженности (п. 74 Положения по бухучету). Это могут быть:
- по расчетам с ИФНС – справка о состоянии расчетов по налогам или акт сверки расчетов по налогам (утв. приказами ФНС от 05.06.2015 № ММВ-7-17/227@, от 20.08.2007
№ ММ-3-25/494@); - по расчетам с ПФР, ФФОМС и ФСС – справка о состоянии расчетов по страховым взносам или акт сверки расчетов по страховым взносам (утв. приказами ПФР
от 23.07.2010 № ТМ-30-24/7800, от 22.12.2015 № 511п, ФСС от 17.02.2015 г. № 49).
Расчеты с персоналом при инвентаризации расчетов
При проведении инвентаризации расчетов с персоналом проверяются дебетовые и кредитовые остатки по счетам, приведенным в таблице 3.
Таблица 3
Излишки и долги «по работникам»
Счет | Вид задолженности | Документы подтверждающие задолженность | |
Дебет | Кредит | ||
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» | Излишни выплаченные зарплата, пособия и пр. | Задолженность по выплате зарплаты, пособий и пр., по выплате дивидендов | Расчетно-платежные и платежные ведомости, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, больничные листы, записки-расчеты о предоставлении отпуска, приказы руководителя (на выплату премии, материальной помощи, о привлечении работника к матответственности и т. п.), соглашения о компенсации за использование личного имущества, выписки банка, заявления о предоставлении налоговых вычетов и т. п. |
71 «Расчеты с подотчетными лицами» | Суммы, выданные под отчет, по которым не получены авансовые отчеты | Суммы перерасходов по авансовым отчетам, подлежащие возмещению | |
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» | Задолженность по возврату выданных займов, возмещению причиненного материального ущерба | Задолженность по выплате компенсации за использование личного автотранспорта (иного имущества) в служебных целях и т. п. | |
76-4 «Расчеты по депонированным суммам» | Депонированные суммы заработной платы | Расчетно-платежные и платежные ведомости с записями о депонировании зарплаты, реестр депонированных сумм |
По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. По выявленным излишне выплаченным или невыплаченным суммам,
по суммам зарплаты, не отнесенной на депонент инвентаризационная комиссия должна определить причины, которые к этому привели и дать рекомендации о недопущении подобного впредь (п. 3.46 Методических указаний).
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). Необходимо проверить наличие первичных документов, подтверждающих произведенные подотчетным лицом расходы.
Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Оксана Доброва
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com