Лизинг для всех

Лизинг для всех

05.11.2001 распечатать

Бывает, что руководитель приходит в бухгалтерию и сообщает, что хочет обзавестись новой иномаркой для фирмы, а поскольку лишних денег у предприятия нет, то он собирается взять ее в лизинг.
Через несколько дней у директора появляется новая машина, а у бухгалтера головная боль: он спешно начинает осваивать особенности лизинговых операций.

Всего пару лет назад, услышав слово "лизинг", многие бухгалтеры переспрашивали, что это такое. Сейчас лизинг уже не кажется чем-то экзотическим. И это понятно: если раньше он был уделом крупных предприятий, то сегодня среди клиентов лизинговых компаний есть и нефтяные монстры, и небольшие авторемонтные станции. Благо, взять в лизинг можно практически все: здания и оборудование, автобусы и автомобили, компьютеры и оргтехнику.



Обычно лизинговая сделка выглядит так: по заявке предприятия лизинговая компания покупает у продавца необходимое имущество, после чего передает его предприятию в пользование. Предприятие ежемесячно или ежеквартально уплачивает компании лизинговые платежи, включая их в себестоимость (рис. 1).
Имущество остается в собственности лизинговой компании на весь срок лизинга, но числиться оно может как на ее балансе, так и на балансе лизингополучателя.
В зависимости от срока договора различают финансовый и оперативный лизинг. При финансовом лизинге срок, на который имущество передается в пользование лизингополучателю, совпадает с нормативным сроком его службы. По окончании срока действия договора имущество становится собственностью предприятия. При оперативном лизинге имущество передается на более короткий срок, за время лизинга амортизируется не полностью и по истечении срока действия договора возвращается лизинговой компании.

Раз он есть — значит это кому-нибудь нужно
Благодаря лизингу предприятие может расширять производство без крупных единовременных затрат и привлечения заемных средств. К тому же у большинства небольших предприятий просто нет в наличии требуемых сумм, а получить банковский кредит — дело весьма непростое, учитывая требования к его обеспечению. Так что лизинг во многих случаях — это единственная возможность приобрести необходимую технику.
Затраты на приобретение имущества равномерно распределяются на весь срок действия договора. Более того, иногда предприятия получают отсрочку уплаты лизинговых платежей вплоть до момента ввода имущества в эксплуатацию. Впрочем, бывает, что лизинговая компания, стараясь снизить свои риски, наоборот требует от клиента заплатить авансом 25-30 процентов от стоимости имущества.
Лизинговое имущество обязательно страхуется. Многие лизингодатели берут это на себя, поскольку у них налаженные связи со страховщиками, а значит, есть и скидки. Если вы соглашаетесь на такой вариант, то лизинговые платежи будут увеличены еще и на сумму страховых взносов.
Нередко лизинговая компания выполняет и роль консультанта, помогая выбрать выгодного поставщика и добиться скидок.
В соглашении можно предусмотреть, что ремонт и техническое обслуживание имущества производит лизинговая компания, что, конечно, увеличивает размер ваших платежей. Но большинство отечественных лизинговых компаний предпочитают уступить эту "привилегию" клиентам.
Некоторые бухгалтеры придают большое значение предоставляемой лизингом возможности не учитывать имущество у себя на балансе и избавиться от связанных с этим хлопот. "Год назад мы приобрели по лизингу дорогую иномарку, — рассказывает Ольга Новикова, главный бухгалтер московской туристической фирмы. — Для компании это очень выгодно, ведь расчет идет в рассрочку. К тому же у нас имущество находится на балансе лизингодателя. Если мне предложат перекинуть его на наш баланс, то я категорически откажусь"*.
Поставщикам лизинг тоже выгоден. Сотрудничество с лизинговыми компаниями значительно увеличивает объем продаж. К тому же, работая таким образом, поставщик вправе рассчитывать на оплату без каких-либо отсрочек. Малоприятным для них является лишь то, что часто лизинговые компании требуют от поставщиков обратного выкупа имущества в случае его изъятия у клиента-неплательщика.
Есть еще одна немаловажная деталь — лизинг позволяет сэкономить на налоге на прибыль. Для этого используется так называемый возвратный лизинг: предприятие продает принадлежащее ей имущество лизинговой компании, а та передает его обратно в лизинг (рис. 2). После этого предприятие получает возможность пользоваться льготами, предусмотренными для лизинговых операций, например применять ускоренную амортизацию.
По оценкам самих же экспертов лизинговых компаний, такие сделки составляют сегодня примерно половину от их общего числа.
Конечно, за все эти преимущества лизинга надо платить. Помимо стоимости имущества в состав лизинговых платежей входит вознаграждение лизинговой компании — от 10 до 25 процентов годовых от стоимости имущества. Размер процентов зависит от выбора вами лизинговой компании и от того, насколько вы надежный клиент.

Мы выбираем, нас выбирают...
Работающие на нашем рынке лизинговые компании можно условно поделить на два типа. Первый — это крупные фирмы, обычно созданные при банках. Многие из них проект стоимостью меньше 100 тысяч долларов даже не будут рассматривать. Компании второго типа, не связанные с финансовыми учреждениями, работают и с малым, и со средним бизнесом. Так что у небольших предприятий есть реальная возможность воспользоваться лизингом, не опасаясь, что их незначительными оборотами никто не заинтересуется.
Выбрав подходящую компанию, вы должны предоставить ей необходимые документы для анализа вашей платежеспособности. Ведь выбирать будете не только вы, но и вас. Стандартный пакет документов включает заявку на лизинг, учредительные документы, балансы, копии хозяйственных договоров, реже — бизнес-план. Обычно представители лизинговых компаний не довольствуются простым изучением бумаг, а лично знакомятся с бизнесом клиента. Это понятно: ведь им предстоит оценить и перспективность проекта, который они будут финансировать, и вашу возможность своевременно производить лизинговые платежи.
Если ваше финансовое состояние удовлетворяет лизинговую компанию, то после подписания договора она приобретет и передаст вам требуемое имущество. В дальнейшем лизингодатель будет следить за его состоянием и условиями эксплуатации. В случае нарушения условий договора он может забрать имущество и передать его в лизинг другим предприятиям или вернуть поставщику.

Законодательные страсти
Много неудобств участникам лизинговых сделок создает наше законодательство. Лизинг регламентируется Гражданским кодексом и Законом "О лизинге". Причем закон явно неудачный. Чего стоит такое определение: "договор квалифицируется как договор лизинга, если он содержит указание на наличие инвестирования денежных средств в предмет лизинга".
Недовольство вызывает и то обстоятельство, что закон предоставляет лизинговым компаниям право забрать у фирмы предоставленное имущество, если она нарушит условия договора лизинга, без обращения в суд. Это противоречит Гражданскому кодексу, который обязывает решать подобные споры в судебном порядке.
Изменить закон пытаются уже несколько лет, возможно, у депутатов, наконец, дойдут до этого руки нынешней осенью.
Налоговое законодательство тоже добавляет волнений тем, кто занимается лизингом. К счастью, полной отмены льгот, чего боялись лизинговые компании, когда депутаты обсуждали главу 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса, не произошло. К предмету лизинга и впредь может применяться механизм ускоренной амортизации с коэффициентом до 3, хотя и с некоторыми ограничениями. Лизинговые платежи по-прежнему будут уменьшать налогооблагаемую прибыль.
А вот лизингу легковых автомобилей и автобусов "не повезло". Это имущество будет амортизироваться по ставке, равной половине базовой. Так что с точки зрения минимизации налогов лизинг машин потеряет свою привлекательность.
К сожалению, в принятой главе содержатся и просто непонятные моменты. Например, в статье 257 говорится, что начислять амортизацию можно лишь на имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности. Но лизинговое имущество, как уже было сказано, остается в собственности лизинговой компании. Выходит, лизингополучатели, на балансе которых находится такое имущество, не смогут начислять амортизацию по нему.
Остается надеяться, что это противоречие вовремя устранят и оно не будет препятствовать развитию лизинга. Впрочем, даже если наши известные своей неторопливостью законодатели этого не сделают, выход придумают сами лизинговые компании и их клиенты (самый простой — учитывать имущество на балансе компаний). В этом сомневаться не приходится. Ведь лизинг — дело выгодное.

Ирина КИРИЛИНА


Насущные проблемы

Интерес к лизингу растет. Именно этим можно объяснить тот факт, что на конференции по лизингу, организованной газетой Moscow Times и проходившей в Москве в середине сентября, свободных мест не было. Это при том, что обычно подобные мероприятия собирают не больше половины зала.
Перед собравшимися выступали специалисты крупнейших аудиторских фирм, эксперты известных юридических компаний, занимающиеся консультированием по вопросам лизинга.
Аудитория тоже впечатляла разнообразием: бухгалтеры, директора предприятий, банковские служащие, аудиторы и налоговые консультанты. Причем как те, кто связан с лизингом, так и те, кто только собирается им заняться.
Обсуждались вопросы налогообложения, нюансы таможенного регулирования, юридические тонкости. Так что увидеть проблему можно было с разных сторон.
Много вопросов вызвал лизинг зарубежного оборудования. Александр Драгунов, старший менеджер компании PricewaterhouseCoopers подчеркнул, что таможенная стоимость вво- зимого оборудования обычно существенно превышает стоимость, указанную в договоре лизинга. Это важно учесть при планировании затрат, поскольку от таможенной стоимости зависит и размер налогов.
Выступающие обращали внимание на то, что требования по оформлению паспорта импортной сделки не распространяются на договоры лизинга, лизингодателем по которым является нерезидент.
Очень занимал аудиторию вопрос о таможенных режимах, которые применяются к импортному лизинговому имуществу. До последнего времени многие организации использовали режим временного ввоза: он позволял растянуть на длительный период уплату таможенной пошлины и НДС. Но ситуация изменилась с 8 сентября — даты вступления в силу распоряжения ГТК России от 3 июля 2001 г. № 702-р "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров".
Теперь если лизинговая компания решит приобрести в собственность лизинговое имущество, находящееся в режиме временного ввоза, то при переводе его в режим свободного обращения она не сможет зачесть уплаченные таможенные платежи. Фактически придется платить их дважды. Поэтому для лизингового имущества единственно приемлемым стал режим выпуска товаров для свободного обращения.
При этом налоги надо будет уплачивать до или одновременно с подачей грузовой таможенной декларации. Правда, часть потерь лизинговых компаний (которые в конченом счете придется оплачивать лизингополучателям) компенсирует снижение с 1 октября ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование.
Обсуждая разрешение лизинговых споров, специалисты заметили, что Московский арбитражный суд рассматривает такие дела добросовестно, но долго (от трех до шести месяцев). Другие арбитражные суды, по мнению выступавших, менее компетентны или попросту коррумпированы. Так что решать возникающие проблемы лучше в досудебном порядке.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...