Когда выгодно оформить разъездной характер работы

13.06.2019

Компенсация за разъездной характер работы не облагается взносами и НДФЛ. Для многих компаний это неплохой способ сэкономить. Возможно, есть смысл бухгалтерам пересмотреть должностные обязанности работников, и с теми, кто находится в частых разъездах, внести дополнительный пункт в их трудовые договоры.

На тему, что такое разъездной характер работы, спорят ни один год и юристы, и бухгалтеры, и налоговики, и чиновники. Хотя в самом Трудовом кодексе РФ такое понятие есть, конкретики все же мало. Очевидно, когда налоговики увидят, что с какой-то суммы, выплаченной работникам не уплачены взносы и НДФЛ, это вызовет у них вопросы. Поэтому, чтобы не платить лишние взносы и налоги, разъездной характер работы нужно оформить локальными нормативными актами компании, внести в трудовые договора и подбирать все необходимые документы, подтверждающие сам факт расходов.

Прежде чем готовить документы, руководитель компании, кадровик и бухгалтер должны сами для себя выработать основные критерии разъездной работы. Дело в том, что одна и та же работа, может считаться как разъездной, так и не имеющей отношения к таковой.

Чтобы работа подпадала под понятие разъездной, она должна иметь хотя бы один признак, по которому её можно отнести к такому характеру работы.

Признаки разъездного характера и подходящие профессии

Рабочие функции осуществляются вне рабочего места. Например, когда сотрудник, чтобы выполнить свои обязанности должен переезжать с места на место в пределах одного или нескольких населенных пунктов. Это может быть настойка оборудования, установка техники, доставка, установка окон, страхование и т.п.

Место непосредственной работы расположено достаточно отдаленно от места регистрации компании.

Работник вообще никак не привязан к конкретному рабочему месту. Свои обязанности он исполняет в разных местах. Например, курьер, водитель-экспедитор, корреспондент СМИ.

Работник находится в постоянных разъездах по распоряжению руководства или в соответствии с должностной инструкцией. Например, коммивояжёр или торговый представитель, менеджер партнерской сети, контролер торговых точек и т.п.

Само по себе рабочее место часто меняет дислокацию. Например, так бывает при строительстве дорог. Или, когда компания оказывает услуги партнерам непосредственно в их офисах, которые расположены по различным адресам.

К профессиям, работа по которым имеет разъездной характер, можно отнести такие:

  • рабочие всех профессий, занятые на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог;
  • курьеры или менеджеры по доставке;
  • менеджеры-консультанты по установке и настойке оборудования или программного обеспечения;
  • менеджеры по работе с партнерскими сетями, обслуживающие и контролирующие торговые точки;
  • страховые и торговые агенты;
  • сотрудники сервисных служб;
  • монтеры и техники судоходной обстановки пути;
  • рабочие разъездных бригад;
  • водолазы;
  • инструкторы взрывных работ;
  • водители автомобилей, экспедиторы;
  • корреспонденты СМИ и др.

Таким образом, основные обязанности работника должны быть связаны с постоянными разъездами. Курьеры есть почти в каждой компании. А менеджеры по работе с розничными магазинами – у всех фирм, которые занимаются торговлей. Много разъездных работников может быть и в фирмах, оказывающих консалтинговые, юридические, страховые, бухгалтерские, информационные, сервисные, а также ИТ-услуги.

Как оформить разъездной характер работы в документах компании

Условие о разъездном характере работы должно быть обязательно включено в сам трудовой договор или в дополнительное соглашение в соответствии с частью 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ.

Компания имеет право утвердить свои собственные локальные нормативные акты, должностные инструкции, положения, регламенты, где будут урегулированы отношения с работниками, для которых предусмотрен разъездной характер работы. Тогда в трудовом договоре достаточно будет сослаться на внутренние документы компании.

Поскольку статьей 161.1 Трудового кодекса РФ предусмотрены дополнительные выплаты работникам с разъездным характером работы, в локальных актах компании нужно прописать порядок и размеры возмещения расходов, связанных с разъездами и перечень должностей разъездных работников.

Трудовой кодекс разрешает возмещать разъездным работникам расходы на проезд, найм жилья, суточные, полевое довольствие и иные, согласованные с работодателем.

Обратите внимание

Важно не перепутать период разъездной работы и командировку. Если сотрудник с разъездным характером работы, например, работающий в пределах города, будет направлен в другой город в служебную поездку, ее нужно оформлять как командировку.

Страховые взносы и НДФЛ с компенсации не платят

Компенсация за разъездной характер работы не облагается ни страховыми взносами, ни НДФЛ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ, подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Как и любые другие расходы в налоговом учете, расходы на компенсацию должны быть документально подтверждены.

Ровно об этом же написал Минфин России в письме от 17.01.2019 № 03-15-05/1909. Основная мысль которого состоит в том, что суммы компенсаций, выплачиваемых работникам в связи с разъездным характером работы, не облагаются страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц, при условии документального оформления таких расходов.

Если следовать позиции Минфина России, расходы работника на служебные поездки не нужно облагать страховыми взносами и НДФЛ, если такие расходы предусмотрены в документах компании. Во-первых, условие о разъездном характере работы обязательно должно быть предусмотрено в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре. Во-вторых, каждый расход должен быть подтвержден документом.

Если у компании не будет необходимых локальных актов или работник не предоставит подтверждающие документы, бухгалтер принять эти расходы к учету не сможет. ИФНС не признает эти расходы, доначислит налоги и, соответственно, штрафы и пени. По мнению чиновников, что вполне логично, нет документов, подтверждающих расходы работников – нет компенсационного характера данных выплат.

Расходы на выплату компенсации работникам, чья работа носит разъездной характер, признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета. Это предусмотрено пунктами 5 и 16 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

До того момента, как работник сдаст авансовый отчет, и он будет утвержден директором, денежные средства, выданные работнику, считаются авансом. Эти суммы нужно отражать в учете, как дебиторскую задолженность работника по правилам пунктов 3 и 16 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

Поездки работников, постоянная работа которых носит разъездной характер, служебными командировками не считаются. Об этом говорится в части 1 статьи 166 Трудового кодекса РФ. Соответственно к этой работе нельзя применять нормирование суточных.

Надбавка за разъездной характер работы

Работники, для которых установлен разъездной характер работы, имеют право на надбавку. Размер и порядок выплаты надбавки должен быть установлен в трудовом или коллективном договоре. Этого требует статья 168.1 Трудового кодекса РФ.

Обратите внимание

Если с компенсаций страховые взносы и НДФЛ не платят, то с надбавки нужно платить и налог, и взносы.

С суммы надбавок за разъездной характер работы нужно платить и НДФЛ, и все страховые взносы. Так, что схема повышения заработной платы через надбавки с экономией на налогах не работает. Разве что руководство может найти формулировки, чтобы надбавки послужили как мотивационные выплаты для персонала. Например, чем больше поездок совершит торговый агент, тем выше надбавка. В таком варианте надбавки могут сработать.

Обычно, надбавку начисляют в процентах от часовой (дневной) ставки работника или его месячного оклада.

Размер надбавки, например, может быть таким: 20 процентов, если работник находится в разъездах 12 и более дней в месяце; 15 процентов, если работник находится в разъездах менее 12 дней в месяце. Устанавливать более высокие размеры надбавок нежелательно.

Конечно, вы можете установить надбавку и больше, чем 20% оклада. Тогда, вам нужно очень тщательно подготовить все документы. Чем выше надбавка, тем выше вероятность того, что налоговики запросят оправдательные документы для обоснования таких начислений.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Loading...