Какие налоговые риски могут создать недобросовестные работники?

10.06.2022 распечатать

Налоговые риски могут находиться не только во внешнем контуре деятельности компании. Они проявляются и внутри бизнеса, в результате недобросовестности работников, преследующих собственные коммерческие интересы. Тимур Гуляев, член палаты налоговых консультантов, управляющий партнер TBS Legal, рассказал журналу «Расчет», как выглядят такие схемы и можно ли с ними бороться.

Говоря о недобросовестных действиях сотрудников, следует отметить, что дополнительным налоговым рискам чаще подвержены средние компании. Процессы контроля и проверки в крупных организациях, как правило, выстроены на многоступенчатой системе контроля. 

Средний бизнес зачастую не располагает подобной системой, поэтому в процедуре проявления должной осмотрительности, как правило, используется стандартный набор инструментов: проверка информации о новом деловом партнере в сервисах, предоставляющих информацию о качестве ведения бизнеса, удостоверение факта, что контрагент располагает достаточным количеством сотрудников для выполнения обязательств по договору, проверка достоверности адреса и другие. 

Перечисленные меры помогают выявить сомнительные компании. Однако они не могут защитить бизнес от заключения сделки с предприятием, созданным самим сотрудником компании для получения в будущем конкурентных преимуществ.

Как выглядит схема, которая создает повышенные налоговые риски для бизнеса? 

Например, отдел закупок может закупать необходимые объемы, по цене чуть выше чем среднее по рынку через торговые дома. Такие предприятия, как уже было отмечено выше, создаются самими сотрудниками или группой работников. Эти предпритяия не обладают никакими позитивными факторами с точки зрения качества деловой активности. То же самое касается и реализации продукции, в этом случае лица, ответственные за продажу, могут заключать сделки со своими же предприятиями по цене чуть ниже рыночных, собрав на себе большое количество мелких и средних заказов и получив при этом бонусную скидку за объем. 

В обоих примерах контрагенты создают существенные налоговые риски для головной организации. По своей природе такой «бизнес» является «однодневкой», и при первой же проверке этот факт будет установлен ревизорами. 

Надо ли говорить, что внимание со стороны инспекторов тут же будет переориентировано на головное предприятие, которое будет считаться (вполне справедливо, кстати) выгодоприобретателем. 

А значит, все выявленные налоговиками нарушения придется оплачивать именно вашей компании. Ведь в торговом доме, созданном сотрудником, как правило, нет ничего, кроме стола, стула и расчетного счета, который к моменту контрольного мероприятия уже обычно пуст.

Эффективность внутреннего контроля

Возникает логичный вопрос: разве отделы продаж или закупок не контролируются со стороны юридических или других подразделений? Конечно контролируются! Однако известны случаи, когда процедуры проверки не смогли своевременно выявить рискованного контрагента. 

В нашей практике мы сталкиваемся со случаями, когда при проведении технического аудита выявляются различного рода нарушения подобного формата. Недобросовестные сотрудники пытаются манипулировать показателями системы мотивации персонала.

Ответственность бизнеса

Как уже было сказано, при реализации такой схемы риск получения претензий со стороны ревизоров весьма велик. Более того, контролеры выставят требования доплатить налоги в бюджет. Доказать, что сотрудник компании создал новое юридическое лицо втайне от руководства, будет затруднительно. Скорее всего, предприятию придется доплатить сумму недоимки. 

А уже после этого организация может направить работнику требование о возврате средств. Сделать это можно даже в том случае, если он уже уволился. 

Что касается требования возмещения вреда, речь идет не о трудовом споре, а о гражданском. Ведь ущерб был нанесен в результате незаконных действий. Исход спора будет зависеть от обстоятельств дела. Подобные действия могут попадать под нарушение Уголовного кодекса. Компания может потребовать от работника возместить причиненный ущерб. 

При этом, доказывать причинение такого вреда работником постфактум – не самое простое дело. Даже привлекая правоприменительные органы, компании необходимо собрать комплекс первичных доказательств вины.

Способы предупреждения

Есть несколько способов предупредить превышение полномочий работников. 

Для начала стоит удерживать в центре внимания сам факт возможности создания подобных схем и их последствий. Тут можно рекомендовать распространить соответствующую информацию в компании, определить политику привлечения к ответственности в случае выявления таких фактов. Пока сотрудники будут помнить о потенциальном риске, они будут внимательнее относиться к сделкам с новыми контрагентами. 

Полезно внимательно изучить процессы согласования в компании новых деловых партнеров. Возможно, имеет смысл обновить процедуру, предусмотрев в ней дополнительные механизмы контроля. Отдельно стоит обратить внимание на тех деловых партнеров, которые в краткосрочной перспективе становятся крупными заказчиками или поставщиками. 

В отношении таких предприятий стоит еще раз провести процедуру должной осмотрительности, особое внимание уделив истории организации, ее руководству, бенефициарам. Деловых партнеров, которые имеют существенный удельный вес в деятельности компании, стоит проверять также на качество их ценового предложения, сравнивать предложения с рыночными. Выборочно проводить координационные рабочие встречи с руководством компаний, вызывающих обоснованное внимание.   

Цифровой контроль 

Теперь расскажем, может ли предприятие использовать какие-то цифровые инструменты для оперативного выявления сделок с контрагентами, которые могут потенциально нести в себе риски.

Ответ на этот вопрос лежит в плоскости определения критериев риска. Их можно оцифровать и использовать для защиты интересов бизнеса. Учитывая, что каждое предприятие имеет свой собственный, уникальный профиль деятельности, предложить взять за основу некие базовые алгоритмы будет сложно, но тем не менее попробуем.

Это могут быть показатели работы самых эффективных или, наоборот, неэффективных менеджеров по продажам, также в качестве критерия можно взять регулярность или длительность просрочки оплаты от контрагента. 

Обращайте внимание на тех деловых партнеров, которые слишком быстро наращивают объем закупок или продаж по сравнению с другими контрагентами. Оцифровать эти данные и изучать их в виде графиков или диаграмм не представляет сложности, для этого можно использовать множество разных инструментов, от простых таблиц с данными до интегрированных CRM.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.