Как самостоятельно закрыть ООО с учетом изменений 2020 года?

23.07.2020 распечатать

Ликвидация ООО – процесс достаточно сложный и длительный по времени. Однако, если придерживаться определенных правил, то закрыть организацию можно самостоятельно.

Процедура добровольной ликвидации компании состоит из следующих этапов:

  • принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии;
  • уведомление ИФНС о начале ликвидации;
  • публикация извещения о ликвидации;
  • уведомление кредиторов о факте ликвидации;ув
  • едомление сотрудников и центра занятости об увольнении;
  • подготовка к возможной выездной проверке;
  • представление промежуточного ликвидационного баланса;
  • расчеты по имеющимся у организации долгам;
  • подготовка ликвидационного баланса и распределение активов между участниками;
  • представление в ИФНС окончательного пакета документов.

Рассмотрим перечисленное пошагово и обратим внимание на изменения в 2020 году.

Решение о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников ООО. Такое решение должно быть принято единогласно и оформлено в виде протокола общего собрания участников. Если в фирме только один учредитель, он принимает решение о ликвидации единолично. После этого нужно составить решение единственного участника.

Далее назначается ликвидационная комиссия, в которой нужно выбрать руководителя. В ее состав, как правило, входят учредители, директор, главный бухгалтер, юрист, другие квалифицированные сотрудники. Ликвидационная комиссия может состоять из одного человека – ликвидатора.

Комиссия или ликвидатор наделяются всеми полномочиями по управлению делами юридического лица. Они представляют организацию в суде и несут ответственность за все действия, совершенные на стадии ликвидации (ст. 62 ГК РФ). Также руководитель комиссии или ликвидатор выполняют функции заявителя в процессе ликвидации.

Паспортные данные каждого члена комиссии должны быть внесены в решение (протокол) о ликвидации.

Уведомление государственных органов о начале ликвидации фирмы

В течение 3-х рабочих дней после принятия решения о ликвидации в налоговую инспекцию по месту учета необходимо подать:

  • нотариально заверенное уведомление по форме Р15001;
  • протокол собрания участников или решение единственного учредителя.

В течение 5 рабочих дней после подачи документов налоговая инспекция вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации и выдает заявителю копию документа, которые подтверждает внесение данных в государственный реестр. С этого момента компании нельзя изменять учредительные документы и участвовать в составе других организаций.

Публикация в «Вестнике государственной регистрации»

Для того, чтобы уведомить о факте закрытия фирмы заинтересованных лиц, ликвидационная комиссия публикует в СМИ сообщение о планируемом прекращении деятельности юридического лица.

Такая информация публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Разместить извещение о ликвидации можно через специальную форму на официальном сайте журнала.

Публикация в «Вестнике государственной регистрации» до подачи уведомления о начале ликвидации или одновременно с ним не допускается.

Уведомление кредиторов о закрытии ООО

Кроме публикации в «Вестнике» своих кредиторов необходимо письменно уведомить о начале ликвидации. В этом уведомлении нужно рассказать о порядке и сроках выставления претензий и требований с их стороны (не менее 2-х месяцев). Специального бланка для такого уведомления нет, его можно составить в свободной форме.

Подтверждением того, что кредиторы были действительно осведомлены, могут служить заказные письма с уведомлением о вручении или подписи лиц, получивших корреспонденцию (в случае курьерской доставки).

Уведомление сотрудников и центра занятости об увольнении

Так как фирма закрывается, сотрудников придется увольнять. Об этом им надо письменно сообщить не позднее, чем за 2 месяца до предстоящего увольнения.

Уведомление также необходимо предоставить в органы службы занятости. По каждому работнику нужно указать должность, профессию, специальность, квалификационные требования, а также условия оплаты труда. Обновленные формы уведомления в службу занятости об увольнении сотрудников можно посмотреть здесь. Такое уведомление можно подать он-лайн.

Центр занятости нужно уведомить за 2 месяца до увольнения, или за 3 месяца, если увольнение является массовым. Увольнение считается массовым, если в организации больше 15 сотрудников, но в некоторых регионах действуют свои правила.

Увольняемым работникам необходимо будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохраняется право на получение зарплаты на период трудоустройства.

Представление отчетности в государственные органы

После того, как организация рассчиталась с сотрудниками и уволила их, необходимо сдать отчетность в ПФР (СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, СЗВ-М), ФСС (4-ФСС) и ИФНС (РСВ, 6-НДФЛ, 2-НДФЛ). Форму СЗВ-ТД в ПФР в 2020 году нужно сдавать не позднее следующего дня после увольнения сотрудников. Остальную отчетность необходимо сдать до подачи заявления о ликвидации Р16001.

Если ликвидация компании пришлась на окончание отчетного года, то сначала нужно сдать отчетность за прошедший год (в общем порядке), а потом за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации Р16001.

Подготовка к возможной выездной проверке

После получения уведомления о ликвидации организации налоговые органы могут провести выездную проверку. Если решение о выездной проверке вынесено, переходить к следующему этапу ликвидации можно только после окончании проверки и урегулирования всех вопросов, возникших во время её проведения.

Если компания занимается внешнеэкономической деятельностью, ее может ожидать выездная проверка таможенных органов. Впрочем, с 19 октября 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 20.07.2020 № 229-ФЗ, который заменяет выездные таможенные проверки на камеральные.

Промежуточный ликвидационный баланс

После того, как срок для предъявления требований со стороны кредиторов истек, то есть не ранее чем через 2 месяца после публикации в «Вестнике», нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный баланс должен содержать:

  • сведения об имуществе организации;
  • сведения о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • итоги рассмотрения требований кредиторов.

Документ нужно будет утвердить на собрании участников (единственным участником) и оформить протокол (решение).

В ИФНС на этом этапе представляется:

  • уведомление по форме Р15001, заверенное у нотариуса;
  • промежуточный ликвидационный баланс.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса нельзя представлять в налоговый орган, если в отношении фирмы в процессе ликвидации, не закончено какое-либо судебное разбирательство или выездная проверка.

В течение 5 рабочих дней после принятия документов налоговая инспекция внесет соответствующие данные в ЕГРЮЛ и выдаст заявителю копию документа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

Представление налоговой декларации

Последний отчетный год для закрывающихся фирм – период с 1 января до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. Вся отчетность по компании должна быть сдана в срок не позднее даты внесения записи о ликвидации организации.

Уплата задолженностей

После утверждения промежуточного баланса ликвидационной комиссии необходимо рассчитаться по имеющимся у компании задолженностям.

Согласно ст. 64 ГК РФ долги должны выплачиваться в такой очередности:

  • гражданам, перед которыми фирма несет ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью;
  • работникам по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
  • расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, страховые взносы, штрафы и т.д.);
  • оставшиеся долги перед кредиторами.

При нехватке денежных средств для погашения всех задолженностей организации необходимо выставить на публичные торги своё имущество.

Если выручка от продажи имущества не покрывает долги компании, тогда ликвидационной комиссии придется обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

Ликвидационный баланс и распределение активов

После погашения всех задолженностей ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. В нем содержатся сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между участниками.

Окончательный ликвидационный баланс также утверждается на общем собрании участников (единственным участником) с оформлением протокола об утверждении. После этого активы можно распределить между учредителями согласно их долям в уставном капитале организации.

Закрытие компании в ИФНС

Теперь необходимо подать в налоговую инспекцию окончательный пакет документов:

  • нотариально заверенное заявление по форме Р16001;
  • ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 рублей.

Налоговая инспекция также может попросить подтверждение публикации в «Вестнике государственной регистрации» и протокол собрания учредителей (решение единственного участника) об утверждении баланса.

В течение 5 рабочих дней после подачи документов налоговая инспекция ликвидирует компанию, внесет данные в ЕГРЮЛ и выдаст копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

Остается закрыть расчетный счет в банке, уничтожить печать в специализированной организации и сдать оставшиеся документы ликвидированного общества в архив.

Всегда есть, что обсудить. Решаем проблемы вместе. Присоединяйтесь к группе ВК Бухгалтерия.ру

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...