Инвентаризация в пользу фирмы

Инвентаризация в пользу фирмы

15.12.2005 распечатать

Заканчивается финансовый год, и бухгалтер начинает подумывать о приближающейся инвентаризации имущества. Чтобы не загружать себя лишними хлопотами, многие проводят процедуру проверки и оценки имущества формально. И напрасно. При умелом подходе результаты можно использовать на благо фирмы.

Не право, но обязанность

Инвентаризация имущества предусмотрена законом как обязательное мероприятие (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Ее цель – подтвердить актуальность данных, вошедших в годовой отчет.

О том, как провести инвентаризацию, написано в методичке, утвержденной приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. Все документы, которые нужно оформить, разработаны Госкомстатом (постановление от 18 августа 1998 г. № 88).

Инвентаризация начинается с приказа руководителя, в котором устанавливают дату ее проведения (обычно конец декабря) и состав инвентаризационной комиссии. В комиссию входят представители от руководства и бухгалтерии и материально ответственные сотрудники. Задача комиссии — провести ревизию имущества и выявить несоответствия между реальным наличием ценностей и данными бухгалтерского учета.

Задача эта непростая. Ведь имущество фирмы многолико. Сюда входят и основные средства, и запасы, и готовая продукция, и товары. Все это пересчитывают, взвешивают, обмеряют и оформляют полученные результаты описью или актом.

Затем записи в инвентаризационных документах сверяют с регистрами бухгалтерского учета. Если обнаружатся несоответствия, составляют сличительную ведомость. После чего выявленные излишки материально-производственных запасов приходуют, а недостачи – списывают.

Учитываем «несовпадения»

Если по результатам инвентаризации у вас обнаружились излишки, в налоговом учете вы должны включить их в состав внереализационных доходов по рыночной стоимости (п. 8, 13, 20 ст. 250 НК). С этой суммы нужно заплатить налог на прибыль.

Обратите внимание: раньше, если вы продавали или запускали в производство «найденные» ценности, включать их в расходы было нельзя. С нового года ситуация меняется. Поправки, внесенные Федеральным законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ в пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса, позволяют учитывать в расходах стоимость таких ценностей. Но не всю, а только в размере суммы налога, который вы начислили, когда принимали «найденышей» на баланс.

Если же вы выявили недостачу, то для бухгалтерского учета в части норм естественной убыли ее списывают на издержки производства или обращения, а сверх норм – на виновных лиц. Если виновных лиц установить не удается, тогда потери списывают на финансовые результаты (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

С налоговым учетом недостач до последнего времени ясности не было. Хотя Налоговый кодекс и разрешал уменьшать прибыль на расходы в пределах «естественных» норм (подп. 2 п. 7 ст. 254), сами нормы правительство так и не разработало. А тем, кто использовал старые нормативы, существовавшие еще до принятия главы 25, приходилось судиться с налоговиками.

Теперь вопрос урегулировали. Законодатели разрешили фирмам использовать старые нормы естественной убыли. Кроме того, те, кто с инспекторами спорить не хотел и не включал «естественные» потери в налоговые расходы, могут пересчитать налог на прибыль с 2002 года (ст. 7 Федерального закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ).

Условная инвентаризация

Не секрет, что зачастую к проведению инвентаризации подходят формально. То есть все обязательные документы, конечно, заполняют, но данные для них берут напрямую из бухгалтерской программы. Тем более что многие программы позволяют составлять инвентаризационные ведомости автоматически.

Такой подход, конечно, упрощает работу, но экономически эффективным его не назовешь. Ведь условная инвентаризация не предоставит актуальной информации о состоянии имущества на фирме. А «живые» подсчеты могли бы подсказать, где можно сэкономить на налогах.

Рухлядь отправляем в утиль

Допустим, в ходе инвентаризации вы выявили старое оборудование, которое в деятельности фирмы уже не используется. Такое имущество можно списать по причине морального износа (п. 29 ПБУ 6/01).

Однако самого понятия «моральный износ» в нормативных документах нет. Поэтому придется обращаться к другим источникам. Например, словарь экономических терминов трактует моральный износ как «устаревание (техники, аппаратуры) вследствие появления новых, более совершенных образцов». Соответственно, чтобы оборудование «устарело», на фирме должны появиться «молодые конкуренты». На устаревшее оборудование инвентаризационная комиссия составляет акт по форме № ОС-4. Он является основанием для списания имущества с баланса. Убыток в виде списанной остаточной стоимости в налоговом учете включают во внереализационные расходы (ст. 265 НК).

Обратите внимание: при списании оборудования у вас могут появиться комплектующие, которые нужно оприходовать. Лучше этого не делать, так как возникнут ненужные доходы. Так что примите решение «о нецелесообразности их дальнейшего использования» и спишите вместе с оборудованием.

Таким образом, списывая обнаруженное при инвентаризации старье, вы избавляетесь от источника налога на имущество и вместо длительной амортизации уменьшаете налог на прибыль на остаточную стоимость одномоментно.

Переоцените подешевевших

При инвентаризации стоит определить основные средства, которые можно переоценить. В принципе переоценка, чтобы быть выгодной, должна сводиться к уценке. Тогда она снизит базу по налогу на имущество. Поэтому выберите те объекты, которые удешевились по причине стремительного развития технологий. Как правило, это высокотехнологичное дорогостоящее оборудование. Оно быстро устаревает и дешевеет. Однако фирмы, которые не проводят у себя переоценку, продолжают платить налог с его неактуальной завышенной стоимости.

По правилам бухучета не обязательно переоценивать все имущество. Можно ограничиться только «группой однородных объектов основных средств» (п.15 ПБУ 6/01).

Имейте в виду: организовав однажды переоценку, вы будете обязаны проводить ее регулярно. Но не чаще одного раза в год. Лучше всего «переоцениваться» в начале января. Тогда в течение всего 2006 года вы будете начислять налог на имущество с меньшей базы.

Самое важное в переоценке – документы. Нужно найти письменные подтверждения того, что стоимость вашего имущества на рынке снизилась. Список таких документов приведен в пункте 43 Методических рекомендаций по бухучету основных средств (утв. приказом Минфина от 13 октября 2003 г. № 91н).

Это могут быть данные, полученные от организаций-изготовителей, у органов статистики (переоценочные индексы для расчета новой стоимости), у торговых инспекций, в средствах массовой информации и спецлитературе, по оценкам БТИ, по экспертным заключениям оценщиков.

Какой из источников выбрать, зависит от вида имущества. Для недорогих объектов достаточно иметь прайс-листы производителей или продавцов аналогичного имущества, письмо органов статистики или справочник с указанием цен.

Дорогие основные средства (например, импортное оборудование, недвижимость) лучше пересчитывать с оценщиком. Например, для редких индивидуальных объектов информацию об их реальной стоимости невозможно получить из газеты с бесплатными объявлениями.

Обратите внимание: результаты переоценки никак не влияют на налог на прибыль. Ведь в налоговом учете суммы амортизации положено считать исходя из «первоначальной стоимости основного средства без учета переоценок» (п. 1 ст. 257 НК).

внимание

«С одной стороны, обязанность проводить инвентаризацию закреплена законодательно, – говорит автор книги “Годовой отчет – 2005” Владимир Мещеряков. – Но с другой стороны, ответственность за игнорирование этого мероприятия законодательством не предусмотрена. Хотя налоговики могут попытаться предъявить вам штраф по статье 126 Налогового кодекса за отсутствие инвентаризационных описей и актов. За каждый документ – 50 рублей.

Однако если инвентаризацию не провели вы сами, при выездной проверке ее могут провести инспекторы. Конечно, к такой мере они прибегают редко. Ибо инвентаризировать чужое имущество – занятие трудоемкое и, как правило, неблагодарное. Но если налоговикам все же удастся обнаружить несоответствия между фактическим наличием ценностей и данными бухучета, они уже смогут оштрафовать фирму по статье 120 Налогового кодекса за грубое нарушение правил учета или по статье 122 – за занижение налоговой базы. Например, по налогу на имущество.

Если же ваша компания попадает под обязательный аудит, вам грозит другая опасность. Без результатов инвентаризации аудиторы могут признать бухгалтерскую отчетность фирмы недостоверной. По причине того, что данные в ней не подтверждены результатами инвентаризации (п. 38 ПБУ 4/99)».

совет

«Признать оборудование устаревшим можно, если на предприятии существует хотя бы один более современный его аналог, – поделилась с нами руководитель отдела методологии и развития консалтинговой компании “Косов и партнеры” Эльвира Митюкова. – Например, у вас на складе лежат старые компьютеры, которыми никто не пользуется, так как все уже давно работают на современных машинах. Наличие новой оргтехники дает вам право списать “старичков” в утиль».

Н. Калохина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.