Главный козырь - переплата

Главный козырь - переплата

21.07.2003 распечатать

В спорных ситуациях иногда лучше переплатить налоги, чем ссориться c чиновниками. Тем более что переплату можно не только вернуть, но и использовать как страховку при налоговых проверках.

Материал предоставлен журналом
"Расчет" (№7, 2003)

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе
"Периодика"
либо непосредственно на сайте журнала
www.raschet.ru

В спорных ситуациях иногда лучше переплатить налоги, чем ссориться c чиновниками. Тем более что переплату можно не только вернуть, но и использовать как страховку при налоговых проверках.

Иной раз, выкупив обанкротившуюся фирму с огромными налоговыми долгами, удачливый покупатель доказывает, что добрых две трети этого долга – мыльный пузырь: главбух из осторожности показывал в декларациях завышенные суммы. И когда бюджет – основной кредитор банкрота, суммы налогов снижаются через уточненные декларации и фирма выбирается из финансового кризиса.

В последнее время в связи с тем, что чиновники проигрывают предпринимателям один суд за другим, государство ходит в потенциальных должниках у большинства фирм. Например, еще в апреле 2002 года Конституционный Суд признал незаконным право региональных властей повышать ставки налога с владельцев транспортных средств. Или другой пример. До недавнего времени налоговики требовали, чтобы фирмы, которые в прошлом году пользовались освобождением от НДС, а с 1 января 2003 года перешли на упрощенку, восстанавливали суммы налога за весь период освобождения. Затем выяснилось, что делать этого не надо и сейчас предприниматели могут скорректировать свои затраты и потребовать вернуть переплаченные налоги.

Шанс обратить в свою пользу вынужденную налоговую переплату существует всегда. Конечно, налоговики обычно отстаивают ведомственные позиции, даже если арбитражная практика складывается не в их пользу. Вероятно, в надежде, что не все фирмы рискнут с ними ссориться. Однако в ряде случаев можно обойтись и без судебных исков. Главное – выбрать самый приемлемый вариант действий.

Вариант первый: «бесконфликтный»

Фирма проводит инвентаризацию своих переплат, но уточненные декларации в налоговую инспекцию не сдает. Этот налоговый потенциал «сохраняется» на случай выездной налоговой проверки. Если сия неприятность (проверка) произошла и контролеры нашли ошибки, которые привели к занижению налоговой базы, самое время достать свой козырь – показать документы, свидетельствующие о переплате.

Как известно, Налоговый кодекс (ст. 122) предусматривает материальную ответственность фирм за неуплату или неполную уплату налогов. Но есть еще и постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 г. № 5. В нем сказано, что при применении статьи 122 Налогового кодекса судам необходимо иметь в виду: «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у фирмы задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом).

Таким образом, когда у вашей фирмы есть переплата, которая перекрывает сумму выявленной налоговиками задолженности перед тем же бюджетом (внебюджетным фондом), то состав правонарушения отсутствует. Следовательно, в протоколе разногласий нужно указать наличие у вас излишне заплаченных сумм и попросить налоговиков учесть их при вынесении решения по результатам проверки. Налоговая инспекция в свою очередь обязана это сделать, так как фактически задолженности у фирмы перед бюджетом нет. И с правовой точки зрения заявление о переплате в протоколе разногласий является достаточным основанием для зачета денег.

Если налоговики все же предпочтут судиться, отчаиваться не стоит. Арбитры, как правило, признают правоту фирм. Однако доля риска в такой ситуации все же есть. В редких случаях суды принимают решение, что доводы фирмы необоснованны, так как она не сообщала инспекции о переплате до начала проверки. А также не обращалась с заявлением о возврате или зачете налога и не вносила изменений в налоговые декларации (это требование установлено ст. 81 НК).

Вариант второй: надежный

Для тех, кто не желает рисковать, предпочтительнее следующий механизм действий.

Фирма представляет в налоговую инспекцию уточненные декларации и заявление о зачете «лишних» денег. Кроме этих документов нелишним будет отправить чиновникам и сопроводительное письмо. В нем объясните причину переплаты. Решение налоговая инспекция должна принять в течение пяти дней с момента получения заявления. А в течение двух недель проинформировать о нем фирму.

При положительном ответе все складывается замечательно – вы вернули свои потери. При отрицательном – опять же «придерживаете» заявленную переплату на случай выездной налоговой проверки. И действуете по схеме, изложенной в первом варианте: в протоколе разногласий просите чиновников учесть переплату. То, что ранее фирма официально заявила налоговикам об излишне заплаченных суммах и сдала уточненные декларации, может подвигнуть проверяющих на положительное решение проблемы.

Главное отличие этого варианта от первого в том, что у вас на руках есть документ, подтверждающий неправомерный отказ налоговиков зачесть переплату. И если суда избежать не удастся, это станет хорошим аргументом в вашу пользу. В подобных обстоятельствах арбитры практически всегда выступают на стороне фирм и им не приходится платить недоимку, штрафы и пени по результатам проверки.

В заявлении нужно обязательно указать, что причиной переплаты

стали разночтения закона.

Вариант третий: перспективный

Если фирма принимает решение как можно быстрее вернуть в оборот деньги, которые она, подчиняясь незаконным инструкциям налоговиков, заплатила в бюджет, ей следует обратиться с иском в суд, не дожидаясь налоговой проверки. Это наиболее эффективный способ получить назад переплаченные суммы. Но для начала все же необходимо сдать в налоговую инспекцию уточненные декларации и заявление о возврате сумм. В случае отказа обжаловать действия чиновников в суде лучше в течение трех месяцев после получения официального ответа. Так как в этом случае размер госпошлины составит всего тысячу рублей.

В суд можно обратиться и позже, но тогда размер госпошлины значительно увеличится и будет пропорционален цене иска. Такой иск, как и заявление о возврате, во избежание недоразумений следует подать не позднее трех лет со дня переплаты. Впрочем, опытные юристы считают: срок можно увеличить. Ведь, согласно Гражданскому кодексу, течение срока исковой давности начинается не со дня произведенной переплаты, а с момента, когда фирма узнала о нарушении своих прав (подробнее об этом читайте на стр. 18).

По закону на возврат переплаты налоговикам дан один месяц. Если чиновники нарушат этот срок, им придется заплатить фирме проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования Центробанка.

Правда, налоговики могут заявить, что деньги «задержались в пути» по вине Федерального казначейства. В этом случае казначеи будут выступать в суде в качестве соответчиков налоговой инспекции. Но не стоит слепо верить чиновникам, у которых рука руку моет. Лучше направить в суд ходатайство с тем, чтобы арбитры истребовали у них документы о сроках отправления решения налоговиков в казначейство. Тогда вы точно будете знать, с кого требовать пени.

В общем, если есть свободные деньги, вкладывайте их в бюджет. 18 процентов годовых – это не так уж и плохо. Особенно учитывая, что прогнозируемые темпы инфляции на 2003 год – 10–12 процентов годовых.

При разработке вариантов возврата налоговых переплат использованы материалы Информационного бюллетеня департамента налогового права юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» за июнь 2003 года.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...