Бухгалтерские трудности при переезде

Бухгалтерские трудности при переезде

06.10.2006 распечатать

Когда компания меняет адрес, бухгалтеру нужно получить не только свидетельство ИНН. Чтобы продолжать платить налоги и сдавать отчетность, бухгалтер должен отследить, чтобы все документы инспектор переслал в новую инспекцию, встать на учет в фонды и даже провести сверку расчетов.

Следите за сроками

Если ваша фирма решила поменять адрес местонахождения, то ей нужно не только внести изменения в учредительные документы. Важным для бухгалтера во всей процедуре смены адреса фирмы является отслеживание сроков выдачи свидетельства ИНН, отправки и пересылки документов налоговиками из одной инспекции в другую, а также в фонды. После подачи документов на регистрацию изменений, регистрирующий орган (обычно эти функции выполняет налоговая инспекция) обязан выдать свидетельство о государственной регистрации изменений в течение пяти дней (ст. 8 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). После регистрации нового адреса учетное дело фирмы налоговики пересылают в новую налоговую инспекцию. Учетное дело – это заявление о постановке на учет, копия свидетельства о государственной регистрации фирмы и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

Срок для пересылки учетного дела – три дня с даты снятия с учета в старой инспекции (п. 3.6.1. Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178). Новый инспектор обязан уведомить налоговиков старой инспекции о том, что учетное дело он получил. Поэтому и бухгалтер может узнать от старой инспекции, дошло ли учетное дело.

Не менее важно проверить, чтобы до нового инспектора дошли документы о деятельности фирмы (декларации, отчетность, решения, требования и т. д.). Порядок их пересылки в новую инспекцию следующий. Отдел регистрации старой инспекции передает служебные записки и указывает, в течение какого срока отделы камеральных и выездных проверок, отдел урегулирования задолженности, учета и отчетности должны собрать все документы фирмы. После того, как все документы будут собраны в одно дело, инспектор пересылает их в новую инспекцию. Срок, отведенный на сбор документов и их пересылку, – 30 дней с даты снятия фирмы с учета (п. 2.4. Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения, утвержденных приказом ФНС от 20 декабря 2004 г. № САЭ-3-09/ 165@).

Новое свидетельство ИНН и сверка расчетов

Новый инспектор в течение дня с даты постановки на учет должен выдать вам новое свидетельство ИНН. Причем сам номер ИНН не изменяется. В новом свидетельстве изменится только адрес фирмы. Старое свидетельство ИНН считается недействительным. Но сдавать его в инспекцию не нужно, так как в тот же день налоговики обязаны отразить информацию по недействительному свидетельству о постановке на учет (его серия и номер) на интернет-сайтах региональных управлений ФНС России (приказ МНС от апреля 2004 г. № САЭ-3-27/ 265).

Обратите внимание, что при смене адреса компании налоговики обязательно проводят сверку расчетов фирмы с бюджетом и внебюджетными фондами. Сверка проводится на дату снятия с учета. А что будет, если фирма не захочет проводить сверку? В этом случае налоговики должны уведомить фирму о сверке и, если та не явится, сделать акт сверки в одностороннем порядке. Такой акт будет вполне законным. Он же будет передан вместе со всеми документами фирмы в новую налоговую инспекцию.

Существует ошибочное мнение, что смена адреса и, как следствие, смена налоговой инспекции не обходится фирмам без выездной налоговой проверки. На самом деле это не так. «В Налоговом кодексе не содержится статьи, которая обязывала бы инспекцию проводить выездную проверку фирмы в случае смены ее местонахождения, – напоминает ведущий юрист компании «Демар» Юлия Тихомирова. Не содержится указания о проверке и в ведомственных актах Минфина и ФНС». Поэтому «привилегий» по выездной проверке у фирмы, которая сменила местонахождение, не будет.

В Пенсионный фонд идти придется

Инспекция, которая зарегистрировала изменения, обязана выслать уведомление о смене адреса во внебюджетные фонды (п. 3.1. ст. 11 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ) Закон № 129-ФЗ установлен срок высылки уведомления – пять дней. Не нужно путать этот срок со сроком постановки на учет фирмы в фондах. К сожалению, последний пока не установлен. Существует только обязанность фондов ставить на учет фирмы в случае смены адреса (п. 17 Правил регистрации страхователей в ТФОМС при обязательном медицинском страховании, утвержденных постановления Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 570, п. 17 Порядка организации работы исполнительных органов ФСС РФ по регистрации юридических лиц в качестве страхователей на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, утвержденного постановлением ФСС РФ от 23 марта 2004 г. № 27). Пенсионный фонд пока требует, чтобы фирма сама снималась с учета и вставала на учет. Причем без проведения сверки с фондом встать на учет сложно. Поэтому, чтобы сэкономить время, компании вынуждены выполнять требования Пенсионного фонда, хотя те и не подкреплены никакими нормативными актами.

Возмещать НДС заново не нужно

Допустим, фирма ждет решения о возмещении НДС. Смена местонахождения фирмы не повлияет на срок вынесения решения налоговиками. Если до того, как фирма снялась с учета, документы на возмещение НДС начали проверять налоговики, то они обязаны довести начатое до конца, то есть закончить проверку документов и «вынести решение по результатам налоговых проверок, в том числе проверок обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС» (п. 11 Приложения № 2 к приказу ФНС от 20 декабря 2004 г. № САЭ-3-09/165@). Если налоговики откажут в возмещении НДС, то в заявлении в суд ответчиком нужно указывать и старую инспекцию, и новую. А если налоговики решат возместить НДС, то возмещать налог должны по новому месту учета.

Аналогичная ситуация будет и в случае, если фирма переменила адрес в то время, как у нее шла выездная проверка. Здесь тоже налоговики обязаны закончить проверку, составить акт и вынести решение. А вот взыскивать налог, пени и штрафы по выездной проверке имеет право только новая инспекция, поэтому именно она должна высылать фирме требования об уплате налога и выставлять инкассовые поручения.

Нужно помнить, что долг по налогам не препятствие, и тридцать дней для пересылки всех документов налоговики должны соблюдать

Комментарий специалиста

«Если получится так, что в новой инспекции не хватает документов фирмы, инспектор всегда может сделать запрос по старому месту учета, и налоговики обязаны дослать недостающие документы», – напоминает налоговый адвокат юридической компании Legas Михаил Аландаренко. Обязанность инспектора передать недостающие документы предусмотрена пунктом 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом ФНС от 20 декабря 2004 г. № САЭ-3-09/165@

Алина ДОМКИНА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.