Аутплейсмент: как корректно уволить сотрудника и сохранить имидж компании?

28.06.2011 распечатать

Аутплейсмент – удобное решение по кадровым вопросам, пришедшее к нам с Запада в конце прошлого столети. Это не что иное, как «мягкое» увольнение сотрудников, сохранение положительного имиджа компании как надежного работодателя и партнера.

Работа над имиджем

Завершившийся не так давно финансовый кризис показал юридическую незащищенность наемных работников. Волна экономических неурядиц смыла все нравственные установки работодателей, поставив во главу угла единственную цель – выжить на рынке. Для ее выполнения решено было пожертвовать многим, и в том числе сотрудниками. Вошли в систему незаконные сокращения штата, когда работника вызывали в кабинет начальства и предлагали «уволиться по-хорошему», написав заявление по собственному желанию. В результате доверие ко многим компаниям было подорвано, подпорчена деловая репутация, которая, между прочим, оценивается как «актив» компании при ее продаже.

Более 90 процентов британских компаний проводят комплекс мероприятий для поддержки увольняемых работников

Но альтернатива есть всегда. В этой же самой ситуации организация может и безболезненно добиться своей цели при вынужденном сокращении персонала, и повысить имидж компании в качестве заботливого работодателя и надежного партнера, например, используя пришедший к нам с Запада в 1998 году так называемый аутплейсмент.

Комплекс мер

Аутплейсмент – система мер по корректному увольнению сотрудников и оптимизации численности персонала. Такую услугу предлагают крупные кадровые и рекрутинговые агентства. Аутплейсмент позволяет работодателю проявить социальную ответственность об увольняемом сотруднике, а также:

  • смягчить процесс увольнения, предотвращая негативные последствия;
  • снять эмоциональное напряжение в организации;
  • мотивировать оставшийся персонал;
  • уменьшить число компенсаций увольняемым сотрудникам;
  • помочь работнику успешно трудоустроиться в новую компанию.

Более 90 процентов британских компаний проводят комплекс мероприятий для поддержки увольняемых работников, около 60 процентов проводят тренинги для успешного поиска работы увольняемыми и эффективного составления резюме.

Существуют несколько видов аутплейсмента: открытый, закрытый и массовый.

Открытый аутплейсмент позволяет составить определенную программу по корректному увольнению сотрудников и дальнейшему поиску подходящих вакансий. Бывает так, что сотрудник никогда сам не искал себе работу и у него не накоплен подобный опыт. В этом случае увольнение для него – настоящий шок. Такому работнику нужна квалифицированная помощь профессионалов и по составлению резюме, и по прохождению собеседования, и по эффективной продаже себя как специалиста.

увольнениеЗакрытый аутплейсмент – это увольнение высокооплачиваемого сотрудника компании, входящего в топ-менеджмент. Прямое увольнение работников такого ранга часто просто опасно. Это чревато тем, что бывший сотрудник подастся к конкурентам, разгласит коммерческие тайны или уведет ключевых клиентов за собой. Обычно в трудовом договоре таких работников прописана существенная компенсация при увольнении, на которую можно безбедно существовать до полугода. Чтобы избежать неблагоприятных последствий, компания заключает договор с кадровым агентством на закрытый аутплейсмент, и для кандидата готовится несколько выгодных и интересных предложений о трудоустройстве. Отдельно в договоре бывший работодатель может предусмотреть список организаций-конкурентов, которые не будут рассматриваться в качестве возможного работодателя. Как идеальный итог – топ-менеджер сам покидает компанию и устраивается на новую работу, которая ему по душе.

Массовый аутплейсмент может применяться при реорганизации компании, закрытии определенного направления. В таком случае численность сотрудников, нуждающихся в новой работе, может насчитывать тысячи. Это длительная программа, применяемая большими корпорациями и промышленными холдингами, которая может длиться от нескольких месяцев до года и включать в себя множество этапов. В том числе, например, карьерное консультирование, тренинги, психологическую помощь, помощь при составлении резюме, сопроводительных и рекомендательных писем и т. д. В этом случае компания гарантированно избежит множества обязательных при увольнении компенсационных выплат и возможных судебных исков «по восстановлению в должности», а это существенная экономия средств.

Цена вопроса

В целом только достаточно крупные агентства готовы взять на себя ответственность и предоставить услугу аутплейсмента. Рекрутер, в зависимости от желания и возможностей компании, может предложить достаточно большой выбор услуг в этом направлении. От «эконом»-вариантов – до комплексной системы мер и стратегий, охватывающих большой объем услуг. В любом случае работодателю изначально требуется определить, каких именно сотрудников и в каком количестве планируется сократить, провести с каждым из них корректную разъяснительную беседу, подготовить к предстоящей смене места работы и заверить, что работодатель не планирует бросать их на произвол судьбы. Общими этапами аутплейсмента являются выбор основных направлений работы; формирование группы сотрудников, нуждающихся в помощи; их индивидуальное консультирование и разработка плана трудоустройства.

Стоимость услуги обговаривается индивидуально. По топовым позициям это 20–25% от годового дохода кандидата, при массовом аутплейсменте стоимость гонорара фиксированная, по классическим позициям она составляет от 10 000 до 20 000 рублей за кандидата.

Программа «эконом» может содержать несколько направлений: определение стратегий, помощь в разработке резюме, размещение резюме на интернет-ресурсах, но никаких переговоров с нанимающими компаниями и помощи в продвижении кандидатов агентство оказывать не станет.

При заключении договора на более обширную программу аутплейсмента возможно расширение предлагаемых услуг: проведение коучингов, тренингов, переговоры с новыми работодателями, организация собеседований, сопровождение сотрудника после трудоустройства.

Думается, что главное при определении компанией необходимого ей пакета услуг – не стремиться сэкономить за счет урезания действительно важных направлений. В целом стоимость проекта обговаривается индивидуально – в зависимости от сложности. По топовым позициям это 20–25 процентов от годового дохода кандидата; при массовом аутплейсменте стоимость гонорара фиксированная; по классическим позициям она составляет от 10 000 до 20 000 рублей за кандидата. Возможна частичная оплата за услуги агентства: 50 процентов – предоплата, и 50 процентов – после выхода сотрудника на работу в новую компанию.

В любом случае многое зависит от корректности подхода как работодателя, так и агентства. Ведь ни тот, ни другой не сможет гарантированно помочь кандидату, если он негативно относится ко всему происходящему. Никто за него самого не пройдет успешно собеседование с новым работодателем. Поэтому крайне важен позитивный психологический настрой кандидата и вера в результат.

Хочется надеяться, что аутплейсмент приживется в России, и не только среди западных корпораций, но и среди коммерческих фирм средних размеров. Ведь актуальность его обуславливается заметной экономией средств компании не только в текущем периоде, но и в долгосрочной перспективе. Кроме того, имидж организации не только не ухудшается в глазах партнеров и работников, но и растет благодаря этой прогрессивной услуге «полюбовного» и цивилизованного расставания работодателя и сотрудника.

Анастасия Иванова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...