За уклонение от налогов будут привлекать к уголовной ответственности

11.09.2007

Вскоре за уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента или сокрытие имущества смогут привлечь к уголовной ответственности. Подробный "трактат" с рекомендациями по применению уголовного законодательства по налоговым делам подготовил Верховный суд. Одним из налоговых преступлений, указанных в Уголовном кодексе, является уклонение от внесения в бюджет обязательных отчислений (ст. 198, 199 УК РФ). Много споров возникало по поводу толкования действий представителей компании, которые образуют объективную сторону подобных преступлений. Между тем, как пояснил Верховный суд, такое уклонение может выражаться в форме как действия, так и бездействия. В первом случае оно проявляется в умышленном искажении данных налоговых деклараций и других документов. Во втором - в непредставлении этих бумаг. При этом к другим документам относятся все документы, на основе которых исчисляют и уплачивают налоги. В частности, для компании это выписки из книг покупок и учета доходов и расходов от хозяйственных операций, копии журналов, полученных и выставленных счетов-фактур, расчетные ведомости, годовые отчеты, справки о суммах уплаченных налогов, документы, подтверждающие право на льготы. Также суд обозначил действия, которые можно считать искажением данных деклараций и других документов: - неотражение доходов или объектов налога; - уменьшение доходов; - завышение налоговой себестоимости; - искажение периода, за который отражают доходы, расходы; - искажение физических показателей, характеризующих вид деятельности (например, при ЕНВД). Судьи также определили тех, кто может быть виновником налогового преступления. За неуплату в бюджет фирмы отвечать будут ее руководитель, главный бухгалтер или другой сотрудник, уполномоченный подписывать отчетность. Соучастниками данного преступления могут признать других работников фирмы, например, умышленно "искажавших" первичные документы. Кроме того, к ответственности за неуплату налогов фирмы могут привлечь иных частных лиц. Организовавших ее - как организаторов, содействовавших преступлению советами или указаниями - как подстрекателей, а склонивших руководителя или главбуха к неуплате налога - как пособников. Отвечать за налоговое преступление перед судом придется не только резидентам Российской Федерации, но и иностранным гражданам, а также частным лицам без гражданства, если они занимаются предпринимательской деятельностью на территории России. Они также обязаны рассчитывать и уплачивать в бюджет налоги и сборы и представлять в инспекцию налоговые декларации и другие документы, установленные законом. В частности, пленум Верховного суда разъяснил, что налоговыми преступниками могут стать нотариусы, а также юристы, учредившие адвокатские кабинеты. Поскольку эти специалисты занимаются частной практикой в целях получения прибыли, они должны строго соблюдать налоговое законодательство. В то же время нередко встречаются прецеденты, когда предприниматели осуществляют свою коммерческую деятельность, зарегистрировав документы на подставных лиц. В таком случае от наказания не уйти не только бизнесмену, но и формальному предпринимателю, который фактически не является налогоплательщиком. Ведь если он понимает, что участвует в преступлении, и сознательно помогает бизнесмену уклониться от уплаты налогов, ему придется отвечать по всей строгости закона как пособнику нарушителя (ч. 5 ст. 33 и ст. 198 УК РФ). Как указали судьи, уклонение от уплаты налогов можно считать преступлением только при наличии некоторых обстоятельств. Во-первых, уголовное наказание нарушителю грозит в том случае, если он целенаправленно уклонился от обязательных отчислений в бюджет. Неуплату же налогов по оплошности или ошибке преступной не считают. Поэтому, решая вопрос о злом умысле, судам следует учитывать также обстоятельства, исключающие его вину в налоговом правонарушении (ст. 111 НК). Во-вторых, уклонение от уплаты налогов должно быть в крупном или особо крупном размере. При этом сумма, подлежащая перечислению в бюджет, может выражаться в определенном процентном отношении либо в конкретном денежном измерении. Для вычисления суммы уклонения следует учитывать те обязательные отчисления, которые не были внесены в бюджеты различных уровней по окончании отчетных периодов. Если сроки уплаты налогов и сборов за текущий период истекли, то неперечисленные суммы также учитывают при расчете крупного (особо крупного) размера неуплаты. Вычисляя же 10- или 20-процентные доли недоимки, следует исходить из суммы всех налогов и сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд. Выявленная сумма неуплаты включается в общую сумму обязательных платежей, которые фирма должна внести в бюджет. При расчете этих показателей нужно суммировать налоги и сборы, не уплаченные за период в пределах трех финансовых лет. Финансовый же год соответствует календарному (п. 12 БК РФ). Напомним, что ранее по поводу периода расчета крупного и особо крупного размера уклонения велись споры. Из формулировки "в пределах трех финансовых лет" не было ясно, может ли период быть меньше, чем три года. Верховный суд разрешил эти споры, определив, что умышленная неуплата налогов будет подпадать под уголовную ответственность и по результатам, например, одного налогового периода - календарного года, если она составила крупный или особо крупный размер. В том случае, когда размер ставок налогов или сборов снижен или они вовсе отменены законодательным актом, которому предана обратная сила, налоги следует рассчитывать согласно новому правилу (п. 4 ст. 5 НК РФ). Следует также помнить, что нормативные акты, которые ухудшают положение налогоплательщиков (например, вводят дополнительные виды налогов, повышают ставки действующих), обратной силы не имеют (ст. 5 НК РФ). Таким образом, при расчете суммы непогашенных обязательств перед бюджетом во внимание принимаются только те налоги, сборы и их ставки, которые были установлены законодательством для этого отчетного периода. Компании отвечают перед бюджетом не только как налогоплательщики, но и как налоговые агенты своих сотрудников. Между тем за невыполнение обязанностей по исчислению, удержанию, перечислению налогов в бюджет или внебюджетный фонд за другое лицо в Уголовном кодексе также предусмотрено наказание (ст. 199.1 УК РФ). Но признают такие нарушения преступлениями только в том случае, если: - агент не перечислил сумму налогов в крупном или особо крупном размере; - совершил это из корыстных побуждений, личного интереса. При расчете крупных и особо крупных сумм неперечисления нужно руководствоваться опять же ст. 198 и 199 Уголовного кодекса. Личный интерес нарушителя как мотив преступления может выражаться не только в извлечении выгоды имущественного характера, но и в нематериальной форме, которая обусловлена такими побуждениями, как: продвижение по карьерной лестнице, желание получить соответствующую услугу, приукрасить действительное положение, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. Если же неисполнение обязанностей агента не связано с личной выгодой (например, деньги не были перечислены в бюджет по ошибке), то считать это преступлением нельзя даже в том случае, если размер нарушения является крупным или особо крупным. Судьи также отметили, что виновным в невыполнении обязанностей налогового агента - фирмы - нужно считать сотрудника, на которого в компании возложено исчисление, удержание и перечисление налогов. Им может быть руководитель фирмы, ее главный бухгалтер или специально уполномоченный на это сотрудник. Кроме того, если налоговый агент действует из корыстных побуждений и его действия связаны с изъятием денежных средств или другого имущества, то налицо совокупность преступлений, и содеянное следует дополнительно квалифицировать еще и по статье, предусматривающей ответственность за хищение чужого имущества. Оконченным преступление будет лишь тогда, когда удержанные или неудержанные суммы не поступили в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а сроки перечисления налогов истекли. Недоимки компании по налогам инспекторы могут покрыть за счет ее денежных средств или другого имущества. Однако нередко организации их скрывают от правоохранительных органов, препятствуя принудительному взысканию. В том случае, если сумма недоимки подпадает под категорию "особо крупная", подобные действия компании будут считаться преступлением, а повинным в его совершении грозит уголовная ответственность. Таким образом, если собственник компании, ее руководитель или сотрудник, уполномоченный распоряжаться имуществом фирмы, скрыли сумму или имущество стоимостью более 250 000 рублей, они будут отвечать перед судом. При этом пени не должны приниматься в расчет и увеличивать размер недоимки, который, в свою очередь, может превышать сумму сокрытия. Согласно статье 199 Уголовного кодекса, крупный размер неуплаты налогов фирмы за период в пределах трех лет составляет: - более 500 000 рублей, если доля неуплаты превышает 10% от сумм налогов, подлежащих уплате; - более 1 500 000 рублей. А особо крупное уклонение за этот же срок: - более 2 500 000 рублей, если доля неуплаты составляет свыше 20% от суммы налогов, подлежащих уплате; - более 7 500 000 рублей. Несмотря на то, что в статье 199 УК нет перечня документов и списка ложных сведений, данная норма не может служить поводом для ее вольного понимания. На это Конституционный суд указал в определении от 20 декабря 2005 г. N 478-О. Судьи подчеркнули, что при толковании статьи следует исходить из норм не только уголовного, но и налогового законодательства.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное