Как платить надомнику, если он использует в служебных целях личный транспорт

30.05.2007

По некоторым данным, уже сегодня количество работников надомного труда приближается в России к трем миллионам. По сравнению с Западной Европой это относительно немного. Но, как утверждают специалисты, круг надомников с каждым годом будет расти, а вместе с ним — внимание к его организации, учету, налогообложению. Тем более что нынешнее законодательство о надомном труде дает повод для неоднозначных трактовок. Не в последнюю очередь это относится к компенсации, положенной надомникам за использование личного транспорта в служебных целях. Обратите внимание: если надомник периодически приезжает в офис компании или ее подразделения на личном автомобиле, то это отнюдь не является использованием личного автомобиля в служебных целях. Исключением может являться случай, когда к месту офиса добраться на общественном транспорте нельзя и в трудовом договоре прописано, что работодатель обязуется доставлять своих сотрудников к месту работы собственным транспортом. В то же самое время, если надомник привозит на личном автомобиле в организацию готовую продукцию, то это уже можно отнести к служебным целям использования личного автомобиля. (Если, конечно, в трудовом договоре не написано, что доставка готовой продукции работодателю является обязанностью самого работника.) Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях учитывается по статье 264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" НК РФ. Однако в целях исчисления налога на прибыль может быть учтена не вся сумма компенсации, согласованная между сотрудником и работодателем, а только та, которая соответствует постановлению правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 (см. письма МНС России от 2 июня 2004 г. N 04-2-06/419 и Минфина России от 19 февраля 2003 г. N 04-04-06/26). Это не представляет проблемы. Трудности начинаются тогда, когда налогоплательщики начинают исчислять с сумм компенсаций НДФЛ и начислять на них ЕСН. С одной стороны, выплаты за пользование личным автомобилем в служебных целях признаются компенсационными, а потому не облагаются ЕСН и НДФЛ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ и пункта 3 статьи 217 НК РФ соответственно. (Обратите внимание, что ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 6 сентября 2005 г. N А21-8129/2004 признал в данной ситуации компенсацией не только выплаты в денежной форме, но и выплаты в натуральной форме — предоставление работнику ГСМ.) При этом никаких норм компенсаций для целей исчисления ЕСН и НДФЛ в данном случае в законодательстве прямо не установлено. С другой стороны, такая "вольность" никак не устраивает финансовые и налоговые органы, которые ведут отчаянную борьбу за то, чтобы ограничителем таких норм для целей исчисления ЕСН и НДФЛ являлись нормативы, установленные в целях исчисления налога на прибыль. Однако бороться налоговикам приходится не с налогоплательщиками, а с судами. Дело в том, что суды регулярно указывают, что такие нормы нельзя применять при расчете других налогов, кроме налога на прибыль, если это прямо не оговаривает НК РФ. А это означает, что компенсация за использование личного автомобиля не подпадает под действие ЕСН и НДФЛ в тех пределах, которые были оговорены в соглашении между работником и работодателем (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 января 2006 г. N А26-6101/2005-210 и постановление ФАС Уральского округа от 26 января 2004 г. N Ф09-5007/03-АК). Несмотря на положительную судебную практику, налогоплательщикам все же стоит помнить, что компенсации должны возмещать работнику реальные затраты, вытекающие из непосредственного исполнения своих трудовых обязанностей. И это сказано не где-нибудь, а в определении КС РФ от 5 марта 2004 г. N 76-О. Стоит обязательно отметить, что упомянутое уже постановление правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 кое в чем благоприятствует именно надомникам. Дело в том, что сумма компенсации за использование личного автомобиля установлена в расчете на месяц и не зависит от того, сколько именно дней в этом месяце использовался личный автомобиль в служебных целях. (См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2006 г. N А26-8363/2005-28). Так что даже если надомник пару раз в месяц использовал свой автомобиль в интересах работодателя, то сумму компенсации он может получить в полном размере. Есть загвоздка. Для документального подтверждения расходов надомнику, возможно, понадобится путевой лист. Дело в том, что этого требует Минфин России. Формы путевых листов установлены в постановлении Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Путевые листы являются первичными документами по учету работы транспорта организации. По мнению финансового ведомства, только их наличие подтверждает факт совершения хозяйственной операции. Частично этот документ заполняется самим водителем, а частично другими работниками организации. Между тем противники данной позиции также опираются на вышеупомянутое постановление N 78. Они утверждают, что путевой лист — это первичный учетный документ, который выписывается диспетчером или иным уполномоченным лицом, но никак не самим работником. И обязателен он только для юридических лиц, осуществляющих деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Для обоснованного включения расходов на выплату компенсации за использование автомобиля в состав расходов, учитываемых при налогообложении, нужны документы, подтверждающие, что машина на самом деле использовалась работником при исполнении трудовых обязанностей. Однако ведь для этой цели можно воспользоваться не только путевыми листами, но и согласовать иную форму учета. Что касается надомников, то уж им-то никакой диспетчер уж точно путевой лист не выпишет. Однако, по мнению некоторых специалистов, здесь вполне возможен компромисс. Надомника можно заранее снабдить чистыми бланками путевых листов, которые он сам впоследствии и заполнит. Затем он должен передать эти документы на рассмотрение в офис. И если руководство сочтет поездку работника обоснованной, то подпишет путевой лист, на основании которого надомник и сможет получить рассматриваемую компенсацию.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное