Плюсы и минусы ПСН

30.08.2016

Патентная система налогообложения набирает популярность. По крайней мере, в Москве. РБК проанализировал, чем патенты лучше упрощенки.

Введение торгового сбора в столице с 1 июля 2015 года вынудило мелкий торговый бизнес массово уходить на патентную систему налогообложения. Расчет на новую меру оказался верен, утверждают столичные власти: «двухходовка» с торговым сбором и патентом, освобождающим от его уплаты, вывела из тени около 40% розничной торговли.

Власти, обозреватели и бизнес единодушны в том, что патент облегчает жизнь предпринимателя и помогает властям планировать доходы бюджета. Оценить же фискальный эффект системы для властей получится лишь по итогам года, когда удастся измерить отток предпринимателей из упрощенной системы налогообложения (УСН) в патенты и сравнить поступления в бюджет от двух систем, говорят эксперты.

Эксперты сходятся во мнении, что залог популярности патента — его удобство. «Зачем платить больше, если можно платить меньше. Предпринимателям, кто работает в этой сфере, проще оформить ИП и продолжить работать, но уже по патенту. Плюс ИП на патенте не обязаны использовать ККМ (контрольно-кассовые машины)», — объясняет преимущества патентной системы председатель комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов. Чтобы говорить о росте числа ИП, надо посмотреть, как сократилось число ООО за этот же период, считает он. По данным ФНС, в Москве за семь месяцев 2016 года приняли решение прекратить деятельность 16,2 тыс. ИП, зато появилось около 29 тыс. новых ИП.

Патентная система подстраивается под желания бизнеса, рассказывает президент Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Владимир Платонов. «Закон корректировался, видоизменялся, сейчас действует уже четвертая его редакция; появились двухлетние налоговые каникулы для вновь созданных ИП, использующих патент или упрощенку, количество видов деятельности, подпадающих под патентную систему, увеличилось с 65 до 80», — говорит Платонов. По его словам, при патентной системе у предпринимателя меньше соблазна прятать доход и работать в тени.

По мнению Зеленова, ставку патента трудно назвать справедливой: она ниже торгового сбора, но у предприятий, чья торговая площадь меньше 50 кв. м, получается довольно высокая ставка за квадратный метр. По мнению Платонова, у патента практически нет недостатков: с финансовой точки зрения во многих случаях патент обходится дешевле, чем торговый сбор. К тому же в ряде случаев его можно платить в рассрочку и определять самим себе налоговые периоды, считает президент МТПП. Если соблюдаются установленные законом условия для применения патента (в частности, для магазинов площадью до 50 кв. м), сумма торгового сбора равна патенту, утверждает эксперт сервиса для предпринимателей «Контур.Эльба» компании «СКБ Контур» Павел Орловский.

В том, что ставку патента можно сделать более справедливой, с Зеленовым согласен Михаил Вышегородцев, бизнес-омбудсмен Москвы. Предприниматели, те, у кого торговая площадь совсем маленькая — 10-15 кв. м, предъявляют претензии, что отсечка (изменение ставки) идет на уровне 50 кв. м, объясняет он. «Мы предлагали мэру Москвы предусмотреть отсечку на более низком уровне, например на уровне 20 или 25 кв. м, а уже потом 50 кв. м. Кроме того, предприниматели Новой Москвы (ТиНАО) жаловались, что находятся в неравной конкуренции с предпринимателями, которые работают совсем рядом, например в Подольском районе, — говорит Вышегородцев. — Думаю, по итогам года можно будет уже сказать, смогли ли мы убедить органы власти в целесообразности наших предложений».

Те ИП, для кого ставка патента оказалась слишком высокой, уходят с рынка и освобождают площади для более крупных игроков. «Крупные ретейлеры занимают места уходящих предприятий малого и среднего бизнеса. При этом крупные игроки продолжают уплачивать торговый сбор в бюджет города», — рассказывает Зеленов. За первый год действия торгового сбора Москва собрала более 4 млрд руб., рассказывали в июле в столичном департаменте экономической политики и развития.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное