Закон о сокращении числа проверок увеличит их количество

22.07.2016  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Если законопроект о контроле и надзоре в сфере бизнеса, который призван снизить давление проверяющих органов на предпринимателей, будет принят в предложенной редакции, контролеры без особого труда смогут обойти все ограничения. Свои замечания по документу РСПП направил его разработчикам, знает РБК.

У проверяющих, отмечают в РСПП, могут появиться новые основания для внеплановых проверок. Одно из них — мотивированное представление по итогам контроля «без взаимодействия с гражданином и организацией». Перечень таких проверок ограничен: в частности, это осмотры особо охраняемых природных территорий, судов, железнодорожного транспорта, измерения в рамках государственного экологического мониторинга, измерение параметров работы объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и ряда других. Еще один повод — выявление параметров деятельности, соответствующих или, напротив, отклоняющихся от индикаторов риска.

Эти основания не требуют согласования проведения проверки с органами прокуратуры, что фактически дает возможность контролерам проводить внеплановые проверки по своему усмотрению, говорится в замечаниях РСПП. Чтобы избежать этого, РСПП предлагает предусмотреть предварительное согласование с прокуратурой проверок по этим новым основаниям.

Законопроектом вводятся несколько новых видов контрольных мероприятий, включая рейдовое обследование, контрольную закупку, наблюдение, мониторинг и ряд других. По итогам наблюдения контролирующие органы могут привлечь компанию или предпринимателя к ответственности за выявленные нарушения сразу — без проведения последующей проверки. А в случае с мониторингом это возможно только после того, как будет проведена внеплановая проверка — ее надо будет согласовать с органами прокуратуры.

Но, как замечает РСПП, по существу наблюдение и мониторинг — очень схожие виды. Контролеры могут злоупотреблять «наблюдением» в ущерб более мягкому «мониторингу», опасается РСПП, а чтобы этого не было, предлагает Минэкономразвития сделать для этих двух видов контроля единый принцип привлечения к ответственности.

В РСПП также обеспокоены тем, что законопроект в его текущей версии дает проверяющим право во время мониторинга или наблюдения опрашивать руководителей и любых сотрудников организации. РСПП хочет, чтобы этого права у них не было, иначе контрольные органы при желании могут превратить наблюдение или мониторинг в неофициальную выездную проверку.

Также нет четкой регламентации, в какие сроки контролирующие органы должны вернуть изъятые документы и технику у компании.

Еще одно опасение бизнеса связано с возможными дополнительными расходами, которые компании могут понести в случае, если контрольные органы в ходе проверки решат назначить экспертизу и привлечь экспертную организацию. Расходы зависят от объема работы и вида экспертизы. Но в законопроекте не указано, за чей счет это должно проводиться. Бизнес предлагает прописать отдельно, что расходы по привлечению экспертов должны нести именно проверяющие организации.


В. Хвориков, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия», специальный корреспондент Бухгалтерия. Ру

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.