Лицо российского бизнесмена постепенно меняется

13.11.2006

За последние 15 пореформенных лет вполне сложился образ российского бизнесмена — этакого дерзкого авантюриста. Многие до сих пор считают, что это и есть истинное лицо «русского» предпринимателя. Однако теперь выясняется, что бизнес России имеет несколько другой облик. По миру начинают разъезжать предприниматели, иначе выглядящие, совсем с другими целями и кардинально другими интересами. История современного российского предпринимательства не слишком длинная. В массовом порядке представители этого класса начали появляться лишь в конце 80-х годов ХХ века. За это время такие люди сумели достаточно хорошо заработать, чтобы превратиться в самый влиятельный класс российского общества. Однако что это за люди — обобщенного портрета до сих пор нет. Впервые в 1992 году российский Центр политических технологий провел исследование предпринимательской культуры в современной России. В ходе исследования было опрошено более 120 крупных, средних и мелких предпринимателей, начавших свое дело в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Однако тогдашний собирательный образ так и остался разноцветной мозаикой. Вчерашние аспиранты и бывшие уголовники, недоучившиеся студенты и отставные советские чиновники... Такой человеческий коктейль объединяло лишь одно — жажда больших денег. И вот теперь, по прошествии более десяти лет, исследование было повторено. Новый труд будет широко презентоваться в декабре 2006 года, однако некоторые его итоги стали известны уже сегодня. Из 70 предпринимателей, опрошенных в рамках нынешнего исследования, только 15 человек принимали участие в первой работе. Остальные по разным причинам не смогли дать интервью. Оказалось, что 52% предпринимателей первой волны ушли из бизнеса. Причем, только 4% от общего числа предпринимателей первой волны умерло естественной смертью или вышло на пенсию. 22% — обанкротились, сидят в тюрьме или скрываются от правосудия, 19% — занялись политикой, получили государственные должности или превратились в рантье, а 7% — погибли. Любопытно, что больше всего людей потерял средний бизнес. Только 9% бизнесменов начала 90-х гг. из этой категории сейчас продолжают заниматься предпринимательской деятельностью. Немногим больше осталось представителей мелкого бизнеса — всего 13%. Самыми «живучими» оказались нынешние представители крупного бизнеса. 26% из них либо сохранили свой бизнес, либо вырастили свои небольшие предприятия до современных гигантов. Исследователи из Центра политических технологий сравнили динамику развития российского предпринимательства в 90-е годы ХХ века с процессом формирования американской деловой культуры конца ХIХ века. В обеих странах наблюдался примерно одинаковый темп создания новых предприятий и разорения существующих. Правда, с одним отличием: в России этот процесс уложился в пятнадцать лет. Более того, уже к 1998 году в бизнесе практически не осталось случайных людей. В отличие от предпринимателей начала 90-х годов, в среде которых преобладали сторонники активной экспансии, нынешние бизнесмены более рациональны. В их среде теперь трудно встретить настоящий предпринимательский романтизм, а об авантюризме и вовсе говорить не приходится. Авторы исследования полагают, что современный российский предприниматель отличается большей конструктивностью, расчетливостью и хорошим образованием. Однако в то же время эти люди практически полностью лишены иллюзий «рыночного социализма», которые были весьма характерны для периода начала реформ в России. Впрочем, такие черты свойственны не только современным российским предпринимателям. Западные бизнесмены не менее рациональны и прагматичны. Правда, отличия у россиян все же есть. Современный российский бизнесмен в большинстве случаев остается весьма авторитарным лидером. Хотя в России уже начинают появляться и другие формы организации управления, в том числе и западные. Тем не менее, среди большинства современных руководителей коммерческих предприятий продолжает превалировать мнение, что искренняя забота о подчиненных воспринимается как их слабость, и наоборот, жесткость начальника прибавляет подчиненным чувство уважения. И все же даже такой стиль руководства, похоже, не надолго задержится в России. Страна очень быстро развивается, и все современные тенденции стремительно пускают корни в России. Как показали исследования, нынешние предприниматели начинают передавать собственный бизнес по наследству. Но не только. Вчерашний менеджмент среднего звена становится одним из источников рекрутирования предпринимателей. За их плечами огромный опыт, хорошее образование, часто полученное в престижных иностранных университетах и опыт работы в известных международных компаниях. Вчерашние наемные работники все чаще оказываются во главе крупных компаний, а впоследствии начинают и собственное дело.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное