Лизинг не исчерпал свой потенциал

01.09.2006

Одним из динамично развивающихся видов деятельности Внешторгбанка является финансовый лизинг. Главные тенденции взаимодействия банка с игроками этого набирающего вес сектора российской экономики проанализировал в интервью "РГ" старший вице-президент Внешторгбанка Владимир Осмоловский. В.: Лизинг получил серьезный импульс к развитию в 2002 году, когда были внесены серьезные изменения в федеральный закон. Тем не менее лизинг пока не стал для компаний массовым инструментом привлечения инвестиций. В чем вы видите ключевые причины этого? О.: Доля лизинга в ВВП составляет около 1 процента, в инвестициях в основные средства — 3,2 процента. При этом темпы роста объема лизинговых сделок составляют 40-50 процентов в год, что гораздо выше темпов роста инвестиций в основной капитал в целом по стране. Инвестиционные расходы лизинговых компаний составили в 2005 году около 4 миллиардов долларов. А весь объем приобретенных по лизингу основных средств, — около 7 миллиардов долларов. Так что лизинг активно развивается и востребован предприятиями, занятыми обновлением производства. В то же время этот вопрос, безусловно, ключевой, поскольку доля лизинга в инвестициях совершенно недостаточна для инвестиционно ориентированной экономики. Достаточно сказать, что в США эта доля составляет 30 процентов, в Германии — 25 процентов, а в ряде быстро развивающихся стран Юго-Восточной Азии и вовсе зашкаливает за 50 процентов. Что тормозит лизинг? Отмечу традиционную для России структуру финансирования инвестиций в основной капитал, где половину инвестиций составляют собственные средства, еще четверть — бюджетные средства и отчисления вышестоящих структур и лишь 7-8 процентов — заемные средства. Корень проблемы — в нехватке "длинных" денег в экономике, достаточно сказать, что ресурсы сроком более трех лет составляют около 10 процентов ресурсной базы банков. В.: На старте в 2004 году дочерняя компания "Внешторгбанк-лизинг" заключила лизинговых договоров на 48 миллионов долларов. Каковы ориентиры на ближайшие годы? О.: По итогам 2005 года активы выросли примерно в 4 раза, было заключено договоров на сумму порядка 250 миллионов долларов. Считаю, что этот год мы закончим с портфелем в миллиард долларов. Такие темпы роста, на мой взгляд, приемлемые. Мы растем даже несколько быстрее рынка, который прирастает на 40-50 процентов в год. Не нужно сбрасывать со счета и то, что лизинговая система финансирования находится в стадии становления. К примеру, известны проблемы формирования собственной ресурсной базы лизинговых компаний. Словом, слишком коротка история лизинга в России. Но если нынешние темпы сохраняться, то мы сможем быстро подойти к уровню высокоразвитых стран. В.: Какие законодательные нормы нужно совершенствовать, чтобы дать дополнительный импульс развитию лизинга? О.: В целом законодательство по организации лизинговых сделок в достаточной степени сбалансировано, оно соответствует потребностям экономики. А дополнительных льгот просить, думаю, не стоит. Однако проблема в отношении налоговых органов к лизингу, то, что принято называть налоговым администрированием. Остановимся на проблеме уплаты НДС лизинговыми компаниями. Как известно, предприятия, в том числе и лизинговые компании, имеют право на налоговый вычет по уплаченному НДС. А налоговые органы зачастую не принимают этого во внимание, основываясь на том, что этим правом можно будет воспользоваться только в момент передачи права собственности лизингополучателю. Но ведь средний срок лизинговых сделок составляет 3-5 лет, и такой подход означает длительную иммобилизацию 18 процентов средств лизинговых компаний, направленных на инвестиции. В современных условиях эта проблема обходится лизинговым компаниям России более чем в миллиард долларов. Эти деньги могли бы пойти на новые договоры. Есть проблема и с применением льготы, которая позволяет относить расходы лизингополучателей на себестоимость. Итак, нам нужно упорядочение практики налоговых органов — а это, безусловно, главные риски, что позволит нам выйти на намеченные рубежи. В.: Каковы позиции на рынке и стратегические перспективы вашей дочерней лизинговой компании, недавно получившей международный рейтинг? Какие сделки стали своеобразной визитной карточкой банка? О.: Мы работаем с крупными российскими клиентами, прежде всего с администрациями ряда российских регионов, которые для нас не просто клиенты, а класс социально значимых клиентов. Назову администрации Московской области, гг. Омска, Астрахани, Нальчика. Их число расширяется. У нас действуют программы и по развитию лизинга со средней и малой клиентурой, и здесь мы нацелены не просто на большие объемы сделок, а на большое количество сделок, распределенных по многим регионам России. Как известно, Внешторгбанк работает во многих субъектах Федерации, и мы стремимся к повсеместному развитию лизинга. По итогам 2006 мы ставим задачу обеспечить присутствие в четырех федеральных округах, а к следующему году — во всех семи. Кроме того, сферой наших интересов в развитии лизинга являются и страны ближнего зарубежья, где есть наши дочерние банки. Наша компания "Внешторгбанк-лизинг", занимающая третье место в рейтинге лизинговых компаний страны, действительно, недавно получила международный европейский рейтинг. В.: Чем вызвана слабая стыковка банков и лизинговых компаний, которым трудно получить доступ к кредитным линиям банков? Ряд банков, открывая собственные лизинговые компании, сворачивают сотрудничество с другими лизинговыми компаниями. О.: Банковские кредиты являются основным источником финансирования лизинговых сделок, обеспечивая 65 процентов финансирования лизинговых сделок. Для того чтобы привлекать финансирование в достаточном объеме, лизинговым компаниям необходимо решить важную проблему — стать привлекательными в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Для этого им в первую очередь необходимо решить проблему достаточности капитала. Сегодня размер собственного капитала лизинговых компаний в целом не высок. Следует также указать и на определенные риски, связанные с ростом кредитования среднего и малого бизнеса. Уже в настоящее время на долю среднего бизнеса приходится 41 процент объема лизинговых операций, на долю малого бизнеса — 38 процентов, крупного — 21 процент. Конечно, банки развивают свои собственные лизинговые компании. Но в то же время и кредитование других лизинговых компаний. У Внешторгбанка есть программа кредитования и предприятий среднего бизнеса недочерними лизинговыми компаниями. В ее рамках наши филиалы и дополнительные офисы оценивают по скорринговой системе финансовое состояние компании, "лизингуемость" того или иного оборудования и заключают сделки — с теми из них, которые соответствуют требованиям программы. За год мы заключили около 70 таких сделок. Я уверен, что место для подвига многих лизинговых компаний на российском рынке есть.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное