05.06.2007
Вполне возможно, что доступ предпринимателей к столь необходимым для них финансовым ресурсам в недалеком будущем будет заметно облегчен. Серьезный толчок развитию сравнительно нового вида кредитования даст принятие закона «О микрофинансовых организациях», проект которого в настоящее время разрабатывает Минфин. В министерстве рассчитывают, что Госдума рассмотрит жизненно важный для малого бизнеса документ уже во время ближайшей осенней сессии. Об этом в ходе прошедшего накануне заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства Совета Федерации заявил директор Департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин.
Напомним, что законопроектом предусматривается создание микрофинансовых организаций как на федеральном, так и на муниципальном уровне. Минфин намерен поставить перед МФО задачи, связанные с кредитованием малого бизнеса и начинающих предпринимателей, привлечением средств как от своих учредителей, так и от других юридических лиц, а также доверить им консультирование и обучение клиентов.
Проблема разработки актуальных для бизнеса федеральных законов и нормативных актов правительства в области экологии, возможно, сдвинется, наконец, с мертвой точки. Во всяком случае при профильном комитете Совета Федерации в ближайшее время именно с этой целью создается рабочая группа, в которую помимо сенаторов войдут представители РСПП и Торгово-промышленной палаты. Такой информацией поделилась пресс-служба РСПП.
Ситуация, сложившаяся вокруг важнейших нормативных актов в сфере экологии, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Так, например, после принятия Водного кодекса прекратил действовать старый порядок разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты. Новый по непонятной причине до сих пор не утвержден. Зато службы экологического надзора уже начинают налагать штрафы на предприятия за отсутствие разрешительных документов по сбросам.
Похоже, Минфин сам запутался в своих собственных разъяснениях касательно налогообложения услуг по гарантийному ремонту. Такой вывод напрашивается из письма главного финансового ведомства от 22 мая 2007 г. № 03-11-04/3/172. Примечательно, что на сей раз в министерство обратилась организация, оказывающая услуги по ремонту автотранспортных средств, у которой на руках уже имеется разрешение финансистов на применение ЕНВД по «гарантийке». Тем не менее в Минфине сей факт полностью проигнорировали, указав, что раз затраты на ремонт возмещаются компанией-производителем, то ни о какой «вмененке» не может быть и речи. Однако это еще не все. Оказывается, гарантийный ремонт может быть и платным… Так вот, если именно за деньги фирма оказывает населению подобные услуги, то она обязана рассчитывать ЕНВД. А завершили финансисты свое творение более чем забавно: дескать, письма Минфина носят разъяснительный, а не нормативный характер. В общем, что хотите, то и делайте.
Не исключено, что в недалекой перспективе работать на основе патента смогут не только «упрощенцы», но и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД. Как стало известно корреспонденту «ФАФИ», соответствующий законопроект активно готовится к рассмотрению Госдумой. Согласно документу, особый порядок уплаты налога актуален не для всех ПБОЮЛ-«вмененщиков» повально, а только для тех из них, кто занимается техническим обслуживанием и мойкой автомобилей, розничной торговлей в нестационарной сети и оказанием бытовых услуг, перечисленных в Общероссийском классификаторе. Преимущества работы на основе патента в первую очередь заключаются в том, что налог будет составлять не 15 процентов, как при традиционной «вмененке», а всего лишь 13. Более того, упрощаются и расчеты с бюджетом, сокращаясь до двух обязательных платежей: половина стоимости патента вносится в срок до 25-го числа месяца, предшествующего началу его действия, а оставшаяся часть не позднее 25 дней после окончания. Патент можно приобрести как на квартал, чтобы попробовать «новинку» на практике, так и на полгода, девять месяцев и даже год. Правда, необходимо учитывать, что возможность его выдачи должна быть предусмотрена законодательными властями того муниципального района или городского округа, где предприниматель ведет свою деятельность.
04.06.2007
В пенсионную реформу вовлекаются предприятия среднего и малого бизнеса. Это главная тенденция 2006 года, считает член совета МН «Большой пенсионный фонд», руководитель Объединенной пенсионной системы (Москва) Алексей Гончаров.
Еще не так давно участие в пенсионной реформе принимали только крупнейшие корпорации, представляющие ограниченный круг ведущих отраслей экономики. В 2006 году главной особенностью кампании привлечения клиентов к ОПС стал очевидный интерес предприятий малого и среднего бизнеса, бюджетной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей.
«Так, в самом начале работы «Большого пенсионного фонда» до 97% его клиентов составляли работники крупных промышленных предприятий. Затем появилась категория бюджетников и муниципальных служащих, их доля достигла 20%. А в прошлом году оказалось, что почти половина наших новых клиентов — работники бюджетной сферы, муниципальных предприятий. Участие этих категорий объясняется прежде всего гражданской позицией руководителей организаций и мэров городов, которые начали заботиться о формировании пенсионных накоплений сотрудников», — сказал Алексей Гончаров.
Самое интересное, что в пенсионную индустрию приходят компании с численностью персонала 2—5 тыс. человек. Малые и средние предприятия, как и крупные корпорации, рассматривают пенсионные программы как инструмент социальной и кадровой политики, в том числе средство удержания квалифицированных кадров и мотивации персонала.
Счетная палата начала проверку финансово-хозяйственной деятельности Центробанка, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к ЦБ и на источник в Счетной палате.
По данным информагентства, проверка будет проходить минимум полгода. Что именно хочет узнать Счетная палата, пока неизвестно. 20 апреля Госдума поручила ведомству Сергея Степашина проверить деятельность структурных подразделений и учреждений ЦБ за 2004-2006 годы. Кроме того, предполагалось изучить формирование и использование фондов, а также расходы на содержание банка.
Провести аудит Центробанка предложил глава Счетной палаты Сергей Степашин в ноябре 2006 года, поскольку его ведомство интересовала доходность при размещении средств Стабилизационного фонда. Однако Национальный банковский совет запретил эту проверку, так как в это время ЦБ проверяла Генпрокуратура. Она не нашла в Центробанке коррупции, однако обратила внимание на "предпосылки для коррупционных проявлений", которые создаются из-за нечетких формулировок в нормативных документах.
Инфляция в РФ за пять месяцев, по предварительным данным, составила 4,7%. Об этом сообщил первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев.
Он отметил, что данный показатель на 1,2% пункта лучше, чем год назад. Он сообщил, что, несмотря на высокое денежное предложение, которое сложилось за последние месяцы, основная цель по инфляции по итогам года будет выполнена, и "мы уложимся в 8%".
ЦБ РФ ожидает, что укрепление реального эффективного курса рубля за пять месяцев составит 2,35-2,4%, сообщил Улюкаев.
По его словам, за 4 месяца укрепление реального эффективного курса рубля составило 2,35%, что почти в 3 раза меньше, чем год назад. По словам первого зампреда ЦБ РФ, в мае укрепление было небольшим, и за пять месяцев оно составит 2,35-2,4%. "Я думаю, что наши ожидания оправдаются, и за год реальный эффективный курс укрепится не выше 4-5%", — сказал А.Улюкаев.
Золотовалютные резервы РФ на 1 июня превысили 403 млрд долл., сообщил первый зампред Банка России.
Он отметил, что по прогнозам Центробанка, которые прописаны в проекте "Основных направлений денежно-кредитной политики на 2008 г.", рост резервов в 2007 г. предполагается на уровне 92 млрд долл. Но уже сейчас прирост резервов составил более 103 млрд долл.
По словам А.Улюкаева, в основном резервы росли за счет покупки Центробанком инвалюты на внутреннем рынке. В частности, за 5 месяцев ЦБ РФ приобрел 92 млрд долл., около 7 млрд долл. поступили в результате переоценки курсовой разницы, сказал А.Улюкаев.
Он сообщил, что после того, как проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2008 г. будет представлен на одобрение в Госдуму в окончательном варианте, прогноз по росту золотовалютных резервов и по притоку частного капитала может быть изменен.
На 1 января 2007 г. объем золотовалютных резервов России составлял 303,7 млрд долл.
Депутаты "Единой России" внесли в Госдуму законопроект, продлевающий лицензирование аудиторской деятельности еще на год – до 1 июля 2008 года. До прежнего срока отмены лицензирования аудита остается месяц, но Минфин и Госдума не могут договориться о том, какими должны быть саморегулируемые организации в области аудита – именно им предстоит сменить Минфин на месте регулятора в этой отрасли.
Ранее предполагалось, что Госдума до лета 2007 года примет закон, регулирующий деятельность саморегулируемых организаций (СРО) в области аудита. Глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский вчера пояснил свою инициативу по внесению законопроекта просто. "Наша цель – не оставить без регулирования сферу аудиторских услуг. Вынужден признать, что закон, над которым мы в течение полутора лет работаем с Минфином, к 1 июля 2007 года готов не будет. Основное разногласие – Минфин настаивает, что в состав саморегулируемых организаций должно входить не менее 1,5 тыс. аудиторов. Однако это означает создание всего двух-трех СРО. Это исказит принципы саморегулирования, приведет к монополизму в этой сфере".
Господин Плескачевский считает, что позиция Минфина о "двух-трех аудиторских СРО" неверна. По его словам, существует опасность, что концепция саморегулирования вообще может быть разрушена. "Некоторые наши оппоненты настаивают на том, что саморегулирование должно быть более подчинено государству, однако, на мой взгляд, соглашаться с этой позицией нельзя",– полагает депутат.
По его словам, "вопрос требует принципиального политического решения – возможно, на уровне вице-премьера или руководства администрации президента". Пока никто в правительстве конфликт разрешать не взялся.
Ростуризм использовал оригинальный способ распределения мест внутри Единого федерального реестра туроператоров. Первые сто номеров отданы компаниям, оформившим банковскую гарантию сроком на один год и на сумму не менее 10 млн руб. Пока таких оказалось только четыре: "Академсервис", "Турфирма "Нева", "Клуб "Русский экспресс" и "Вояж-Тур".
Операторы, чья банковская гарантия варьируется от 5 до 10 млн руб., могут претендовать на номера с 101 до 500. Сейчас их всего 23.
Застраховавшие свою ответственность на 10 млн руб. и более операторы получают номера с 501 по 1500. "Чем больше у туроператора сумма финобеспечения, тем ответственнее он относится к своему бизнесу",– пояснил руководитель Ростуризма Владимир Стржалковский.
Включение компании в федеральный реестр является обязательным условием осуществления туроператорской деятельности. В пятницу Ростуризм сообщил, что в Единый федеральный реестр туроператоров включены 1,3 тыс. компаний из более чем 10 тыс. имевших лицензии на туроператорскую деятельность. В результате с вступлением в силу с 1 июня поправок в закон "Об основах туристской деятельности" число туроператоров в России сокращается почти в семь раз.
Владимир Стржалковский, правда, настаивает, что количество реально работающих компаний вряд ли изменится: "Сколько лицензий принадлежало реально работающим фирмам, неизвестно. К тому же один оператор часто регистрировал несколько юрлиц, оформляя на каждое по лицензии".
По просьбе Ростуризма МИД предупредил все посольства, что с 1 июня выдавать визы необходимо лишь туроператорам, вошедшим в реестр. У фирм, не получивших номера в реестре, уже возникают проблемы: консульства Италии и Болгарии в Москве отказываются принимать у них документы на оформление виз.
По информации президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, большинство консульств "адекватно воспринимает ситуацию и дает аккредитованным при них туроператорам еще месяц на оформление гарантий и вхождение в реестр".
По словам Владимира Стржалковского, также "готовится приказ Минтранса, запрещающий авиаперевозчикам заключать договоры на выполнение чартерных программ с туроператорами, не вошедшими в реестр". Все действующие договоры будут в этой связи проинспектированы, сообщили в пресс-службе "Красноярских авиалиний".
"Придется остановить туроператорский бизнес и работать как турагентство, пока не получим номер",– резюмирует директор небольшого туроператора, отправившего документы в Ростуризм в начале прошлой недели, но ответа пока не получившего. Небольшие фирмы передадут клиентов получившим номер коллегам и вряд ли понесут убытки, отмечает коммерческий директор туроператора "Юнона-тревел" Александр Кирьянов, "в худшем случае недополучат 1-2% прибыли".
В 2006 году рынок электронной торговли России вырос в 2,5 раза и достиг 10,1 миллиарда долларов, что составляет один процент от ВВП страны, сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на данные Национальной ассоциации участников электронной торговли.
Лидером роста электронной торговли стал корпоративный сектор, обороты которого увеличились в 4,7 раза — до 6,15 миллиардов долларов. Объем госзакупок через электронные системы вырос в 2006 году на 22 процента — до 2,45 миллиардов долларов, а обороты интернет-магазинов на 49 процентов — до 1,5 миллиарда долларов.
Наибольшую активность проявили телекоммуникационные компании, в частности входящие в госхолдинг "Связьинвест". Прирост сделок в этом секторе составил 85 процентов — до 790 миллионов долларов. В руководстве холдинга заявили, что электронные торги существенно экономят средства компаний "Связьинвеста".
"Ведомости" пишут, что совокупный объем рынка электронной коммерции в 2007 году может вырасти на 50 и более процентов и достигнуть 16-17 миллиардов долларов.
Административных барьеров для малого бизнеса за последний год стало ненамного меньше, сообщают "Ведомости" со ссылкой на мониторинг Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).
По данным исследования, проведенного с помощью опроса 100 малых фирм в 20 регионах, при регистрации новых компаний снизилось число посещаемых госорганов, а количество человеко-дней, нужных для регистрации, уменьшилось. Тем не менее, для того, чтобы открыть новую фирму, большинству их владельцев пришлось преподносить чиновникам подарки и использовать личные связи.
Кроме того, обращаться за лицензиями теперь бизнесменам приходится реже — доля лицензий, выданных на срок больше пяти лет, выросла с 62 до 84 процентов. Но получать их сложнее — на это уходит в среднем 14 человеко-дней против десяти в 2004 году.
Также стало меньше и инспекций. Но все равно больше чем раз в два года фирмы посещают налоговая инспекция (34 процента случаев), санэпиднадзор (21 процент) и милиция (13 процентов).
Несмотря на количественное уменьшение инспекций, предприниматели чувствуют, что бремя проверок усилилось, отметил эксперт ЦЭФИР Наталья Волчкова. Это может объясняться тем, что рядовых инспекций стало меньше, а сложных — больше.
ЦЭФИР при поддержке Всемирного банка ведет мониторинг административных барьеров для малого бизнеса уже шестой год.
Солидные, но не вполне «чистые» барыши нередко приводят недобросовестных предпринимателей на скамью подсудимых. Очередной жертвой собственной хитрости стал директор зарегистрированной в Красноярском крае фирмы. Его компания занималась сбором, переработкой и реализацией металлолома. Дела шли очень даже неплохо, но законность происхождения поставляемого фирмой вторичного сырья вызывала сомнения у компетентных органов. Как оказалось впоследствии, подозрения правоохранителей были не напрасными. Проверяя сведения о физлицах и организациях, сдававших лом, оперативники выяснили, что большая часть данных сфальсифицирована. Более подробный анализ работы «заготконторы» показал, что, помимо всего прочего, ее руководитель частенько «забывал» подавать отчеты, предусмотренные федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В результате в кармане любителя легкой наживы осело более 1 миллиона неучтенных рублей. В настоящее время против предпринимателя возбуждено уголовное дело.
То, что «вмененщик» в течение всего налогового периода не вел предпринимательскую деятельность, вовсе не означает, что он автоматически освобождается от почетной обязанности сдавать декларации, пусть и «нулевые». На это указывает Минфин в письме от 23 мая 2007 г. № 03-11-04/3/171. Финансисты признали, что «симптомом» плательщика ЕНВД является фактическое осуществление предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Казалось бы, раз ее нет, то и отчитываться вроде как не надо. Кстати, такой же позиции придерживаются и судьи, к примеру, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10 октября 2005 г. № А38-2622-4/335-2005. Однако в Минфине так не считают. По мнению представителей главного финансового ведомства, не сдавать «нулевки» организация может только в том случае, если подаст в свою налоговую инспекцию заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД и получит соответствующее уведомление.
Планомерное движение России к вступлению во Всемирную торговую организацию пока застопорилось. Первый раунд переговоров с Грузией, прошедший на днях в Тбилиси, закончился неудачей. Хотя грузинская сторона сняла все торговые претензии, оставив на повестке дня лишь один вопрос, окончательной договоренности достигнуть так и не удалось. Наши оппоненты настаивают на том, что таможенные пункты на абхазском и юго-осетинском участках российско-грузинской границы должны функционировать под совместным контролем представителей двух стран.
Однако Москва обсуждать этот вопрос отказалась, поскольку не считает его предметом регулирования соглашений ВТО. Тбилиси же ссылается на то, что участие во всемирной организации подразумевает взаимное признание экономических границ. Единственный результат встречи–переговоры будут продолжены через месяц.
Федеральная налоговая служба обновила Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. С его новой редакцией, утвержденной приказом ФНС от 27 апреля 2007 г. № ММ-3-25/267, можно ознакомиться на официальном сайте ФНС. Из документа следует, что реагировать на просьбы фирм и предпринимателей отныне налоговики должны в ускоренном порядке. Так, например, справку о расчетах с бюджетом по налогам, сборам, пеням и штрафам инспекция должна выдать в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления. Раньше на это отводилось вдвое больше времени. Регламентирован и срок рассмотрения заявки ПБОЮЛа на получение права применять упрощенную систему налогообложения на основе патента. Согласно документу он не должен превышать 10 дней. К сожалению, ответственности ревизоров за несоблюдение сроков и форм оказания услуг, установленных в Стандарте, разработчики не предусмотрели.
Действующий в настоящее время порядок проведения сверки налоговых платежей, скорее всего, просуществует недолго. Во всяком случае, как стало известно корреспонденту «ФАФИ», в ФНС сейчас кипит работа над созданием очередного творения, регламентирующего процедуру совместной сверки расчетов. При этом его разработчики уверяют, что учтут все пожелания как налоговиков, так и самих бухгалтеров. В частности, вся процедура сверки будет проходить только в автоматическом режиме, сократится документооборот и изменится порядок уведомления.
Напомним, что регламент проведения сверки платежей, вступивший в силу с 1 апреля этого года, утвержденный приказом ФНС от 11 января 2007 г. № САЭ-3-25/2, уже 25 апреля был отменен (приказ ФНС № ММ-3-25/261). В итоге был «реанимирован» старый порядок, прописанный в разделе 3 регламента организации работы с налогоплательщиками, закрепленного приказом ФНС от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Согласно ему срок проведения сверки, формирования и оформления акта при отсутствии расхождений данных налоговиков и компании не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных срок увеличивается до 15 рабочих дней. О том, что нужно руководствоваться именно «старыми» правилами ФНС еще раз напомнила в письме от 8 мая 2007 г. № СК-6-25/375.
Ростехнадзор намерен навести порядок в автозаправочном секторе, причем помогут ему в этом сами предприниматели. С этой целью при ведомстве создается Координационный совет, в который войдут чиновники, бизнесмены, представители общественных и научных организаций. По сообщению пресс-службы Ростехнадзора, такое решение было принято в ходе прошедшего недавно заседания коллегии ведомства. Выяснилось, что особое беспокойство у ревизоров вызывает повышение аварийности и травматизма на АЗС. Причину они видят в «крайне низкой эффективности производственного контроля в организациях, эксплуатирующих объекты нефтепродуктообеспечения». В рамках Координационного совета будет подвергнута анализу практика лицензирования эксплуатации АЗС, произведена оценка эффективности мер безопасности на АЗС, определены способы, формы и этапы реализации лицензирования и надзора за эксплуатацией автозаправок.
Утверждать формы и порядок заполнения всех документов, предусмотренных Налоговым кодексом, отныне будет только ФНС. Такими исключительными полномочиями наделил налоговое ведомство кабинет министров. По сообщению правительственной пресс-службы, соответствующее постановление, которое вносит изменения в Положение о Федеральной налоговой службе, было принято на прошедшем на днях заседании. Напомним, что ранее устанавливать формы некоторых налоговых деклараций и правила их заполнения наряду с федеральными ведомствами могли и региональные власти. Однако недавно законодатели устранили это противоречие.
Денежные средства, выплачиваемые физическим лицам – участникам ООО в связи с уменьшением стоимости долей уставного капитала общества, облагаются НДФЛ в полной сумме без применения каких-либо вычетов. Об этом сообщает Минфин в письме от 7 мая 2007 г. № 03-04-06-01/144. Финансисты напомнили, что при продаже доли в УК организации ее экс-учредитель вправе уменьшить базу по НДФЛ на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 220 НК). Вместе с тем аналогичной нормы, предусматривающей вычет по НДФЛ для случаев уменьшения стоимости долей уставного капитала, представители главного финансового ведомства в Кодексе не нашли.
01.06.2007
Члены движения "Справедливая Россия" намерены внести в Госдуму законопроект о налоге на предметы роскоши уже на следующей неделе.
Разработчики закона ссылаются на опыт западных стран. Они предлагают обложить дополнительными налогами целый ряд предметов роскоши: в первую очередь это касается элитных жилых домов, квартир и дач, стоимость которых превышает 15 миллионов рублей. В этот перечень также включены автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 миллионов рублей и выше, драгоценности, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей.
В партии Сергея Миронова говорят, что понимают, какое серьезное сопротивление вызовет эта законодательная инициатива, но готовы идти до конца. Напомним, что депутаты из "Справедливой России" еще в конце прошлого года направляли свой законопроект в правительство на экспертизу. Кабинет министров тогда дал отрицательный отзыв.