Самые частые ошибки в бухгалтерском учете (часть 1)

18.05.2012

Любой сотрудник может допустить оплошность, и бухгалтеры не являются исключением. Основная проблема для сотрудников финансовых отделов - о своих промахах они могут узнать уже от ревизора. Мы составили рейтинг самых дорогих и частых ошибок. Вашему вниманию представлена первая десятка.

Двойной учет

Рейтинг: Опасность 3, Повторяемость 5

Если бухгалтер дважды списывает один и тот же материал, это приводит к завышению расходов. Помарку можно обнаружить по идентичным датам, проводкам и суммам. Желая исправить неточность, часто делают обратную проводку, что тоже не верно. Правильнее будет аннулировать лишнюю запись, при этом она сохраняется со знаком минус.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам, производятся в документах, составляемых за период, в котором были обнаружены искажения данных.

Не по форме

Рейтинг: Опасность 3, Повторяемость 4

Когда бухгалтер не позаботился о том, чтобы в документах прописать план счетов, инспекторы могут применить свой. Казалось бы, ничего страшного: есть типовой список, рекомендованный Минфином, и все должны ему следовать. Но в стандартном перечне нет детальных указаний для каждой фирмы. Поэтому компания должна позаботиться заранее о способах учета сделок, которые не перечислены в ПБУ и рекомендациях. Это же относится и к самостоятельно разработанной «первичке» и правилам документооборота. Не нужно оставлять инспекторам шанса применять удобные им методы при проверке предприятия.

Не принятые ОС

Рейтинг: Опасность 5, Повторяемость 2

Если на предприятии не оформляются «Акты о приеме-передаче объектов основных средств в эксплуатацию» (форма № ОС-1) и инвентарные карточки, проверяющие откажут фирме в праве применения вычета или расхода по приобретенным, но неправильно учтенным ОС. Сотрудники ИФНС могут поступить и по-другому: рассчитать стоимость имущества по своему усмотрению и доначислить соответствующий налог.

Ошибочное отнесение материалов к ОС повлечет к отказу в применении затрат на их приобретение.

Бухгалтер должен помнить, что инвентарная карточка заполняется на основе акта приемки-передачи ОС, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие собственности. При этом есть особое условие для сделок с оптовиками. Если покупатель будет использовать приобретенный товар как ОС, то он должен составить форму № ОС-1, при этом реквизиты продавца не заполняются, поскольку данный объект у поставщика числился не основным средством, а продукцией. В данном случае будет использоваться не акт приема-передачи, а договор купли-продажи. Инвентарные карточки в этом случае оформлять не нужно.

Актив без НДС

Рейтинг: Опасность 4, Повторяемость 3

Когда в первоначальной стоимости ОС не учтена сумма НДС, амортизационные начисления по активам будут рассчитаны неверно. В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК, организация обязана вести раздельный учет по товарам, используемым для сделок, как облагаемых налогом, так и нет. НДС от продавцов в таком случае принимается к вычету в той пропорции, в которой активы используются для реализации продукции без НДС.

Неоплаченный больничный

Рейтинг: Опасность 2, Повторяемость 3

Неправильно рассчитанные больничные для работника, у которого не было заработка, приводят к ошибкам в расчете НДФЛ. Если в течение периода дохода у сотрудника не было, то для расчета пособия среднемесячная зарплата принимается равной МРОТ на дату заболевания, с учетом районных коэффициентов.

Запасы, а не ОС

Рейтинг: Опасность 2, Повторяемость 4

Если на предприятии не оформляются «Акты о приеме-передаче объектов основных средств в эксплуатацию» (форма № ОС-1) и инвентарные карточки, проверяющие откажут фирме в праве применения вычета или расхода по приобретенным, но неправильно учтенным ОС.

Ошибочное отнесение материалов к ОС повлечет к отказу в применении затрат на их приобретение. Активы со сроком полезного использования до года и стоимостью менее 40 000 рублей нельзя учитывать в расходах на продажу по мере ввода их в эксплуатацию, даже если они принимались как ОС. Организации следует применять типовые формы по учету материалов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года № 71а. В налоговом учете данные активы списываются на затраты единовременно. А в бухгалтерском фирма должна отразить отложенное налоговое обязательство.

Товарные отчеты

Рейтинг: Опасность 1, Повторяемость 5

Если в торговой организации не оформляются первичные документы по учету товаров, то компания не сможет правильно посчитать остатки. Обычно такие бумаги, например товарные отчеты по форме № ТОРГ-29, заполняет сотрудник, который заключает контракт или отгружает продукцию. Бухгалтер же должен напомнить продавцам и менеджерам, что эти документы необходимы, так как позволяют контролировать движение запасов и выручку.Применение товарного отчета установлено «Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли», утвержденных письмом Роскомторга РФ от 10 июля 1996 года № 1-794/32-5. Согласно этому документу директор фирмы может установить сроки и периодичность представления отчетности. Сведения из бумаг группируются в ведомостях в течение месяца, по итогам которого данные должны совпадать с соответствующими регистрами бухгалтерского учета.

На случай воровства

Рейтинг: Опасность 3, Повторяемость 3

Когда нет приказов о назначении материально-ответственных лиц и соответствующих договоров с такими сотрудниками, это грозит непокрытым убытком в случаях кражи или порчи имущества. Руководитель должен назначить работников, которые будут отвечать за сохранность активов фирмы, и заключить с ними соответствующие соглашения.

Униформа

Рейтинг: Опасность 2, Повторяемость 3

Когда бухгалтер не позаботился о том, чтобы в документах прописать план счетов, инспекторы могут применить свой. Казалось бы, ничего страшного: есть типовой список, рекомендованный Минфином, и все должны ему следовать.

Отсутствие контроля за нормами выдачи спецодежды и орудий труда приводит к неправильному расчету налога на прибыль и НДС. Выдаваемые работникам запасы должны соответствовать характеру и условиям работы и обеспечивать безопасность их труда. Поэтому в отдельных случаях в соответствии с особенностями производства наниматель может по согласованию с государственным инспектором по охране труда заменять одну спецодежду на другую, обеспечивающую более полную защиту от опасных и вредных производственных факторов. Это же относится и к орудиям труда.Фирма может установить на своем предприятии повышенные нормы, но сверхлимитная сумма затрат не учитывается при расчете прибыли.

Не по шаблонам

Рейтинг: Опасность 3, Повторяемость 5

Неправильное оформление документов для подтверждения расходов повлечет неверный расчет налоговой базы по прибыли. Согласно пункту 13 «Положения по ведению бухгалтерского учета» «первичка» принимается, только если она составлена по типовой форме с заполнением всех обязательных реквизитов, а также содержит личные подписи и их расшифровки.

Продолжение читать здесь

Сергей Пронин, эксперт журнала "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное