Выгодно ли России вступление в ВТО?

15.03.2012 распечатать

Продержав Россию аж 18 лет (столько длились переговоры) в холодном предбаннике, перед ней наконец-то отворили двери, да что там двери – врата Всемирной торговой организации. Входи и чувствуй себя как дома. О том, чем может обернуться это знаменательное до болезненности событие для страны в целом, а также для отдельных ее граждан, сейчас рассуждают все кому не лень. При этом не обходится без спекуляций, подтасовок и взаимных обвинений.

ФАТФ, ГАТТ, ОЭСР, МОТ, МСФО: незнакомые доселе аббревиатуры настойчиво вторгаются в нашу жизнь, заставляя с собой считаться, диктуя свои условия. Теперь вот ВТО... ВТОрглось, в принципе, уже давно. Нам столько говорили о том, что мы вот-вот туда вступим, что мы уже фактически одной ногой в этих райских кущах, что само по себе долгожданное вручение входного билета вроде как уже и не сюрприз. Впрочем, давние сторонники присоединения, разумеется, кричат «ура!», а извечные противники – привычное «караул!» Поскольку тех и других примерно поровну, то все восклицания сливаются в какой-то сплошной «ураул», режущий слух и путающий мысли. Крупные компании в спешном порядке нанимают специалистов по переподготовке и сертификации персонала. А вот малый бизнес (фирмы, фирмочки и ИП) толком и не знает, радоваться ему или огорчаться. Пора паниковать или еще погодить. Основная тенденция – упование на русское «авось» и «поживем – увидим». Для многих вообще что ВТО, что НЛО...

   

Нас принимают в ВТО...

 

Для чего, для чего?Ну да – чтоб не осталось в стороне никого, никого... С одной стороны, ощущать себя частью чего-то единого, всемирного – замечательно. Вместе мы – сила, когда едины – непобедимы... С другой стороны, а как же «у России свой путь» и «что русскому хорошо, то немцу смерть»? Да и насчет «вместе» – это тоже еще как сказать. Готов ли российский бизнес к конкуренции на мировом уровне? Или произойдет с ним то же самое, что с тепличным растением, которое неожиданно вынесли на мороз? Что будет приобретено и что потеряно? Какова вероятность сохранения социальной стабильности или, наоборот, социального взрыва? Это малая толика вопросов. Не зря, наверное, политэлита, повторяя, как мантру, три заветных буквы, чуть не 20 лет барабанила в дверь, которую перед ней упорно не желали открывать. Не будем утомлять читателей сложными выкладками, впадая в обличительный пафос. И у сторонников, и у противников вступления в ВТО есть свои весомые аргументы и контраргументы. Можно воспринимать их как страшилки закоснелых скептиков и дифирамбы неуемных оптимистов, но доля истины присутствует везде. Так что выслушаем обе стороны. Количество тезисов ограничено, поскольку перечислять все мнимые и действительные плюсы и минусы весьма утомительно.

Бизнес предлагает

 

Установить, что ответственность не наступает в случае, если до выявления таможенным органом недостоверности сведений, заявленных в таможенной декларации, декларант заявил о выявленных им самим расхождениях, в том числе после выпуска товаров.

 

Внести в правила, регулирующие действия таможенных органов по контролю таможенной стоимости, положения о необходимости учета судебных решений по поставкам, аналогичным тем, в отношении которых проводится контроль таможенной стоимости. Это вызвано тем, что таможенные органы часто продолжают принимать решения о корректировке таможенной стоимости по одним и тем же контрактам и идентичным/однородным товарам даже, если в отношении предыдущих поставок уже принято судебное решение в пользу импортера. При этом они руководствуются формальным положением, что решение по таможенной стоимости принимается по каждой отдельной декларации.

 
   

Теория Армагеддона

 

ВТО – начало конца, потому что она:

   
       
  • диктует своим членам государственную политику, что ведет к потере государственного суверенитета;
  •       
  • ставит коммерческие интересы превыше интересов экономического развития отдельных стран, превыше интересов защиты окружающей среды, охраны здоровья и безопасности жизни;
  •       
  • лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными (странами и людьми);
  •       
  • для нуждающейся в господдержке российской аграрной отрасли равносильна смертному приговору;
  •       
  • окончательно превратит Россию в сырьевой придаток.
  •  
     

В целом позиция скептиков такова: «порочный альянс» с окружающим Россию мировым буржуазным сообществом подразумевает снятие барьеров. Мы, хиленькие, – к ним; они, закаленные в маркетинговых сражениях, – к нам, без ограничений. То есть наши партнеры получают неограниченный выход на огромный российский рынок. Никаких шансов сдержать их не будет. В результате к нам рекой потечет то, что не находит сбыта в других странах. И превратится держава наша в канаву с нечистотами, в которой захлебнется отечественный производитель.

Фантазия от ФТС

 

Федеральным законом от 06.12.2011 № 409-ФЗ увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства с одного года со дня совершения административного правонарушения до двух лет. После неоднократных призывов руководителей страны о том, чтобы государственные контролирующие органы прекратили «кошмарить» бизнес, не очень понятно, чем мотивировано такое увеличение. При этом законом прямо не урегулирован вопрос, распространяется ли действие данной нормы на правонарушения, совершенные до 7 декабря 2011 года. По мнению юристов, в силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП она может быть применена только к административным делам о нарушении таможенных правил, совершенным после указанной даты. Однако они не исключают, что ФТС может распространить действие изменений и на нарушения, совершенные ранее.

 
 

Наш малый и средний бизнес пока не в состоянии соревноваться с «захватчиками» ни по качеству товара, ни по цене. Вероятность завоевания чужих рынков при таком раскладе ничтожно мала, угроза лишиться своего, напротив, велика, рассуждает глава Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. Больше же всего пострадает агросектор.

   

Гипотеза манны небесной

 

Поборники «экономической интеграции в мировое пространство» называют своих оппонентов паникерами и призывают их «прекратить истерию». По их мнению, вступление в ВТО открывает для отечественного бизнеса новые горизонты, сулит России экономический рост, повышение уровня жизни, снижение цен, а все статьи о «мифических угрозах» – явно заказные. Миф об опасности присоединения, дескать, раздувают те, кто сам не хочет повышать свою конкурентоспособность и бороться с реальными угрозами, носящими внутренний характер. Что может быть плохого в том, что российские компании наконец смогут выйти на неосвоенные мировые рынки сбыта, чему пока препятствуют «заградительные» пошлины, квоты и другие ограничения? А то, что к себе «потенциальных агрессоров» запустим — тоже не беда, поконкурируем — крепче станем. Фрицев вон под Москвой побили, поди...

 

Руководитель российской делегации по присоединению к ВТО Максим Медведков заверяет, что Россия присоединяется на очень выгодных условиях. По крайней мере, резкого снижения импортных пошлин, защищающих отечественного производителя, удалось избежать. Все будет происходить постепенно, без шоковой терапии. К примеру, пошлины на сельхозпродукцию уменьшатся с 13,2 до 10,8%, на промышленные товары – с 9,5 до 7,3%, на аВТОмобили – 5,5 до 12%, на товары из древесины и бумаги – с 13,4 до 8% только к 2020 году.

Цитатник

 

Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков: «Налогообложение российских и импортных товаров должно быть унифицировано с даты присоединения РФ к ВТО. То есть если у нас на морковку НДС ноль, то на импортную морковку НДС тоже должен быть нулевым. <...> Если почувствуем, что захлебываемся в импорте, вмешаемся, у нас есть это право и специальные защитные механизмы».

 
 

Научный руководитель НИУ – Высшая школа экономики Евгений Ясин считает, что вступление в ВТО улучшит деловой климат и поможет России диверсифицировать экономику и снизить зависимость от ценовых колебаний на нефть.

 

По заверениям чиновников, не стоит паниковать банкирам (сохранится запрет для иностранных банков напрямую открывать свои филиалы в России – они по-прежнему будут вынуждены работать через дочерние структуры, к тому же общая квота на участие иностранного капитала в банковском секторе не сможет превысить 50%). Что касается ИТ-сектора, то для него вступление в ВТО – одно сплошное благо: за счет снижения ввозных пошлин подешевеют иностранные компоненты, снизится себестоимость и повысится конкурентоспособность.

 

Обещанное смягчениеправил растаможивания товаров в первую очередь должно порадовать малые компании.Вскоре таможенная стоимость будет основываться на сумме, прописанной в контракте, а не на так называемых справочных ценах, являющихся сегодня благодатной почвой для фантазий и злоупотреблений таможенников. Если они заподозрят искажение стоимости товара, то должны будут доказать этот факт сами, а не заставлять предпринимателя собирать все новые и новые подтверждающие документы. Ну вот, мы и подобрались к самому главному. Российская таможня – это же... Это же таможня российская! Мзду не берет, но за державу ей очень обидно.

   

ВТО, да не то...

 

«Гуманизация» таможенного контроля, чтобы российские компании после того, как их «вступили в ВТО», не чувствовали себя ущемленными, – это, разумеется, замечательно. Вот только пока это лишь слова, а на деле все очень не гладко. На эту тему поговорили с бывшим начальником Правового управления ФТС, генерал-майором таможенной службы в отставке Галиной Баландиной.

 

Она напомнила, что требования к таможенным формальностям и процедурам составляют незначительную часть правил ВТО. Вплотную этими вопросами занимается другая международная организация, название которой в аббревиатуре на русском языке тоже звучит как ВТО – Всемирная таможенная организация. Тем не менее, базовое соглашение Всемирной торговой организации – Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 года содержит общие принципы к организации таможенных формальностей с тем, чтобы они не являлись чрезмерными административными барьерами в торговле. Статья VIII ГАТТ требует, чтобы таможенные сборы были ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг и не использовались в фискальных целях. Однако, отметила г-жа Баландина, последние решения правительства в части ставок таможенных сборов при экспорте товаров этим требованиям не соответствуют. Более того, установленные ставки являются тем самым искусственным барьером даже для экспорта высокотехнологичных товаров, поставляемых незначительными партиями, что дискредитирует заявленные правительством цели развития и поддержки инновационного экспорта.

 

Внимание, налоги!

 

Вступив во Всемирную торговую организацию и подписав Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Россия получает право вступить и в другое международное братство – Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая, помимо прочего, помогает странам «разбираться» с налоговыми уклонистами. Так что проверенные, казалось бы, схемы «оптимизации» налогов путем их аккумулирования в банках в других юрисдикциях могут дать сбой.

 
 

Рассказывая о декларируемом в данной статье ГАТТ «принципе соразмерности наказаний за таможенные правонарушения», собеседник «Мосбуха» не удержалась от прямого цитирования: «Никакая из договаривающихся сторон не должна налагать крупных штрафов за незначительные нарушения таможенных правил или процедурных требований. В частности, штраф за какие-либо пропуски или ошибки в таможенной документации, которые легко исправимы и явно были совершены не в целях обмана и не являются грубой небрежностью, не должен превышать размера, который необходим для того, чтобы служить только предупреждением». Однако КоАП РФ не содержит каких-либо особенностей в санкциях в зависимости от обстоятельств, вследствие которых произошло нарушение, если будет установлена вина нарушителя. С умыслом нарушил – накажем по всей строгости, просто ошибся – по всей строгости накажем. «Вероятно, законодатель не оставляет возможностей при определении размера санкции каким-либо образом учесть требования ГАТТ для того, чтобы не допускать коррупционных проявлений. Это объяснимо. Но на практике, если до подачи таможенной декларации фирма или ее таможенный брокер не обнаружили ошибки в документах, передаваемых поставщиком, то санкция, например, за неправильно указанный артикул в таможенной декларации может составлять до 200% стоимости товаров. Нижний предел санкции в случае пересортицы вследствие ошибки иностранного поставщика составляет 100% стоимости товаров! Ничего себе «предупреждение», – недоумевает экс-чиновница ФТС. По ее словам, импортер предпочитает скорее уничтожить товар, чем прийти в таможню и сознаться... не в преступлении, нет – всего лишь в ошибке.

 

«Статья VII ГАТТ и соглашение ВТО о применении этой статьи посвящены таможенной оценке или определению таможенной стоимости товаров, и здесь уже другая история, – продолжает г-жа Баландина. – Формально законодательство Таможенного союза Россия – Белоруссия – Казахстан соответствует всем канонам ВТО. Но правоприменение, к сожалению, ориентируется на другое. Под видом анализа рисков таможенные органы применяют такие технологии контроля, что по ряду товаров в терминологии ВТО это похоже на установление минимальных цен. Излишне говорить, что такие методы правилами ВТО прямо запрещены». Бывший таможенный чиновник рассказывала еще долго и много. О том, насколько затратной в смысле времени и денег является процедура обжалования неправедных решений и неблаговидных поступков таможенников в суде и насколько бесполезной – в вышестоящем налоговом органе; об отсутствии критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов; об игнорировании интересов бизнеса при организации таможенной инфраструктуры

 

Россия как член ВТО должна в кратчайшие сроки привести основные положения своей финансовой отчетности в соответствие с МСФО. Как сообщил недавно директор департамента бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ Леонид Шнейдман, перечень организаций, для которых консолидированная отчетность по МСФО обязательна, будет неуклонно расширяться. В него обязательно попадут негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, биржевые компании, значимые для экономики предприятия с высокой долей участия государства, а также значительной долей иностранного капитала.

 
 

Г-жа Баландина уверена, что если хотя бы три озвученных ею проблемы будут решены, то сторонников вступления России в ВТО в нашей стране будет гораздо больше. Однако пример Украины, где обязательства по снижению ставок ввозных пошлин с лихвой «компенсируются» использованием запрещенных правилами ВТО методов таможенного администрирования, вызывает у нее тревогу, как бы российские чиновники не воспользовались простыми способами ограничения импорта вместо создания условий для повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

 

Вывод без вывода

 

Полагаем, что бывший начальник правового управления Федеральной таможенной службы знает, о чем говорит, и вряд ли у кого-то повернется язык причислить ее к паникерам. Вывод: не так страшна ВТО, как сами понимаете кто.

Знак ВТО на груди у него

 

Штаб-квартира Всемирной торговой организации расположена в Швейцарии, в Женеве. Ее годовой бюджет, формирующийся за счет взносов государств-членов, зашкаливает за $ 200 млн. К главным функциям ВТО относятся контроль выполнения торговых соглашений, организация и обеспечение торговых переговоров, наблюдение за торговой политикой своих членов, а также разрешение торговых споров между ними. (На их долю приходится более 90% мировой торговли товарами и услугами.) После присоединения к Всемирной торговой организации Россия возьмет на себя обязательство обеспечить партнерам по ВТО доступ на свои рынки. Чтобы протокол о присоединении вступил в силу, российский парламент должен его ратифицировать до 15 июля 2012 года, а формальное участие РФ в работе организации начнется скорее всего с сентября.

 
 

Да, ВТО – не фунт изюма. Не знакомые всем «рожденным в СССР» ГТО (кто-то ведь честно сдавал), ПТУ (кто-то ведь учился) и (не приведи Бог) ГПУ. Вступление во всемирную торговую организацию – событие неоднозначное, болезненное. Во что это все выльется, будет ли «партнерство РФ со всем миром» равноценным, покажет время. Вот и г-н Медведков на недавней конференции заявил, что какие-то однозначные выводы можно будет делать лишь лет через десять, неоднозначные – хотя бы года через три, когда мы начнем в полной мере выполнять взятые на себя обязательства и эффективно использовать наши права. Да, приход на российский рынок иностранных производителей для кого-то из отечественных предпринимателей будет стрессом, для кого-то катастрофой, но «всех-то не потопят». А то, что не убивает, делает сильнее. Глядишь, и законодательство станет более адекватным и предсказуемым. И защита производителей станет частью государственной политики не на словах, а на деле. Что касается суверенитета, то даже в рамках ВТО у России его едва ли станет меньше. Вон уже сколько международных пактов-актов подписали, конвенций ратифицировали – и ничего. Не то чтоб чихать на них хотели, но поглядываем на все эти конвенции сквозь пальцы, по мере необходимости.

 

Наконец, некоторые очень аВТОритетные эксперты высказывают мнение, что россиянам от вступления в ВТО не будет ни жарко, ни холодно, поскольку... эта уважаемая организация изжила себя и вот-вот прекратит свое существование. Так что приняли нас туда очень «вовремя». Если действительно так, то извечный русский вопрос «на кой ляд» лежит не в экономической, а в сугубо политической плоскости.

 

Сергей Данилов

   
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.