Учет списанных основных средств

05.03.2012

Использование основных средств по «второму кругу» позволит фирме уменьшить потери от списания испорченного или устаревшего оборудования. Нам рассказали Об особенностях бухгалтерского и налогового учета таких материалов.

Итак, на предприятии есть основные средства и прочее имущество, подлежащее списанию. Утилизация требует дополнительных расходов, поэтому во многих компаниях производственный хлам «временно» лежит на территории организации долгие годы.

При этом некоторые основные средства, уже не имеющие остаточной стоимости, которая увеличивает налог на имущество, остаются объектом обложения для транспортного сбора. Все движимые активы, перечисленные в пункте 1 статьи 358 НК, до их списания с регистрационного учета ежегодно будут «облегчать карман» организации на сумму транспортного налога, ставки которого зависят от мощности двигателя. Таким образом, хлам, не используемый в предпринимательской деятельности, будет ухудшать ее результаты.

Но не пригодные к дальнейшему использованию основные средства можно разобрать на запчасти, превратить в металлолом, или оставить в неизменном виде. И таким образом сократить издержки. Наиболее выгодный способ – получить материалы, которые в дальнейшем могут быть использованы в производственной деятельности повторно или реализованы кому-то, кто в них нуждается.

Найти применение изношенным активам поможет вдохновение и смекалка. Например, из списанного автомобиля можно извлечь еще работающие детали и продать или оставить их на складе как запчасти. Использованные покрышки лучше сбыть в шиномонтаж. Чтобы найти покупателя хлама, можно воспользоваться сайтами с бесплатными объявлениями. После того, как судьба устаревших ОС решена, нужно начать их документальное оформление.

Оформляем документы

Первичными документами, подтверждающими поступление материалов, полученных при ликвидации основных средств на склад, являются:

  •  Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35);
  • Накладная на внутреннее перемещение материалов (форма № М-12);
  • Приходный ордер (форма М-4).

Фактическая себестоимость материалов, полученных в результате ликвидации ОС или другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (пункт 79 Методических указаний по бухучету основных средств, пункт 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ). В момент принятия к учету материалов, полученных в результате ликвидации основных средств, эта сумма включается в прочие доходы (пункт 31 ПБУ 6/01).

Утиль в продажу

Материалы, образовавшиеся в результате демонтажа (разбора на запчасти) ненужных основных средств, могут пригодиться сторонним компаниям. Значит, они могут выступать в качестве товара для перепродажи. В этом случае, цена определяется соглашением сторон сделки. Материалы продаются по рыночным ценам с учетом их физического состояния. В бухгалтерских проводках указывается договорная стоимость материалов с НДС. В дебет продаж списывается фактическая ценность запасов и суммы начисленного НДС. Поступившая от покупателей оплата отражается по дебету учета денежных средств в корреспонденции с кредитом расчетов.

Например, организация демонтировала объект основных средств. Рыночная стоимость материалов, полученных в результате демонтажа, на момент их оприходования составила 100 000 руб. Материалы были реализованы, договорная их стоимость составила 105 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость. Бухгалтеру необходимо сделать следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 91.1

– 123 900 руб. – отражена задолженность покупателя за проданные материалы;

Дебет 91.2 Кредит 68

– 18 900 руб. – начислен НДС от продажной стоимости материалов;

Дебет 91.2 Кредит 68

– 100 000 руб. – списана себестоимость проданных материалов;

Дебет 50, 51, 52 Кредит 62

– 123 900 руб. – поступила оплата от покупателей.

Продавая материалы, полученные от ликвидации основных средств, организация имеет право уменьшить прибыль на расходы, определенных как сумма внереализационных доходов при их принятии к учету. Такой порядок оговорен в подпункте 2 пункта 1 статьи 268 НК.

Использовать заново

Как гласит пословица: «В хозяйстве пригодится все». Действительно, материалы от разборки старого имущества могут формировать себестоимость нового, иными словами, используются в производстве.

При отпуске материалов со складов в производство они списываются из материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета затрат, а для управленческих нужд – учитываются в расходах. При этом цена материалов, по которой они были приняты на склад, отражается в себестоимости полученной готовой продукции, или увеличивает сумму произведенного с их участием основного средства.

Например, при ликвидации морально устаревшего ОС приняты к учету материалы на общую сумму по рыночной стоимости 10 000 рублей. Указанные запасы были использованы в полном объеме:

  1. При ремонте другого основного средства силами ремонтной бригады;
  2. При реконструкции (создании) другого основного средства;
  3. При производстве готовой продукции;
  4. На общехозяйственные нужды.

В бухгалтерии организации в каждом случае будут произведены различные записи на бухгалтерских счетах:

Дебет 23 Кредит 10

– отражены материальные расходы на ремонт;

Дебет 08 Кредит 10

– списаны материалы на реконструкцию ОС;

Дебет 20 Кредит 10

– материалы израсходованы на производство;

Дебет 26 Кредит 10

– материалы включены в состав общехозяйственных расходов.

В налоговом учете имущество, полученное в результате демонтажа или разборки выводимых из эксплуатации основных средств, признается материально-производственными запасами. Такие товары включаются в материальные расходы. При этом сумма затрат равна сумме ранее учтенной в составе внереализационных доходов (пункт 2 статьи 254 НК).

Списание запасов

Пришедшие в негодность, морально устаревшие материалы могут быть списаны со склада. Вычет производится и при выявлении недостач или утрате активов из-за пожаров и стихийных бедствий.

К сожалению, Минфин РФ в этом случае предлагает налогоплательщику при постановке материалов на учет отразить их рыночную стоимость в составе внереализационных доходов, как того требует пункт 13 статьи 250 НК (письмо от 19 апреля 08 № 03-03-06/2/58). При этом специалисты финансового ведомства считают, что совершенно неважно, будет ли указанное имущество участвовать в производственной или коммерческой деятельности, или подлежит утилизации.

При буквальном прочтении закона такой вывод можно считать верным, однако, если фирме удастся доказать нулевую стоимость списанных материалов, дополнительных налоговых платежей можно избежать.

Трактовки Минфина

Забавно, но Минфин предлагает учитывать в составе внереализационных доходов стоимость полученных материалов или иного имущества от ликвидации имущества, не являющегося основным средством. При этом уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму израсходованных при производстве, реализованных на сторону или списанных в утиль материалов организациям не позволено, ведь расходы по приобретению имущества у налогоплательщика отсутствуют (Письмо от 21 октября 2009 № 03-03-05/188).

Так, если организация ликвидирует объект незавершенного строительства, фирма должна учесть стоимость полученных материалов в составе внереализационных доходов, поскольку их перечень, согласно статье 250 НК не является закрытым. При этом, налогоплательщик обязан следовать «букве закона», и при дальнейшем использовании в производстве или продаже таких товаров не сможет воспользоваться нормами пункта 2 статьи 254 НК, поскольку в нем речь идет о стоимости МПЗ, полученных в результате ликвидации или ремонта основных средств (письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/234 от 06 апреля 2010).

Очевидно, что налогоплательщику выгодно использовать вторичное сырье на собственном производстве или реализовывать его, давая «новую жизнь» агрегатам ликвидированных основных средств. И невыгодно принимать материалы к учету в том случае, если разбираемое имущество основным средством не является или полученное вторсырье не планируется использовать в коммерческих целях.

Ирина Сидорова, финансовый консультант 

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA