Годовой отчет 2011: учет составного основного средства (примеры)

10.02.2012

Единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на единой базе или имеют общее управление, учитывают как отдельный объект основных средств.

Пример

В декабре отчетного года ЗАО «Актив» приобрело персональный компьютер. В товарной накладной указана стоимость составных частей компьютера:

- системный блок – 48 380 руб. (в том числе НДС – 7380 руб.);

- монитор – 4130 руб. (в том числе НДС – 630 руб.);

- клавиатура – 295 руб. (в том числе НДС – 45 руб.);

- мышь – 177 руб. (в том числе НДС – 27 руб.).

Итого стоимость компьютера – 52 982 руб. (в том числе НДС – 8082 руб.).

Части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) могут функционировать только в составе единого комплекса. Поэтому бухгалтер «Актива» должен включить их в один инвентарный объект.

Эту операцию отражают записями:

Дебет 08-4 Кредит 60

– 44 900 руб. (52 982 – 8082) – оприходован компьютер (по стоимости составных частей без НДС);

Дебет 19-1 Кредит 60

– 8082 руб. – учтена сумма НДС, отраженная в товарной накладной;

Дебет 60 Кредит 51

– 52 982 руб. – оплачен счет продавца.

Доставку компьютера (295 руб., в том числе НДС – 45 руб.) «Актив» дополнительно оплатил наличными из кассы через подотчетное лицо:

Дебет 71 Кредит 50

– 295 руб. – выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера;

Дебет 08-4 Кредит 71

– 250 руб. (295 – 45) – плата за доставку учтена в первоначальной стоимости компьютера (на основании авансового отчета подотчетного лица);

Дебет 19-1 Кредит 71

– 45 руб. – учтен НДС по расходам на доставку (на основании авансового отчета подотчетного лица).

Компьютер пригоден к использованию, поэтому бухгалтер «Актива» сделал проводки:

Дебет 01 Кредит 08-4

– 45 150 руб. (44 900 + 250) – компьютер зачислен в состав основных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19-1

– 8127 руб. (8082 + 45) – произведен налоговый вычет НДС.

В балансе за отчетный год по строке 1130 будет указана первоначальная стоимость компьютера в сумме 45 тыс. руб. (45 150 руб.)

Учитывать разные части основного средства как единый инвентарный объект зачастую неудобно, да и невыгодно фирме. Дело в том, что организация не вправе включить стоимость купленных предметов в расходы единовременно. Так, различные части компьютера могут стоить не больше 40 000 рублей. Однако если общая стоимость отдельных частей объекта превысит эту сумму, то их отражают как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, в составе амортизируемого имущества.

Из этой ситуации есть выход. Согласно ПБУ 6/01 при наличии у одного объекта «нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект».

Поэтому, чтобы учесть разные части основного средства как отдельные объекты, нужно лишь установить разные сроки их полезного использования. Так разрешено поступать и в налоговом учете: для основных средств, не указанных в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается фирмой в соответствии с техусловиями или рекомендациями изготовителей.

Пример

В декабре отчетного года ЗАО «Актив» приобрело для бухгалтера новый компьютер за 40 000 руб. и бывший в употреблении принтер за 3000 руб. (суммы приведены без учета НДС). Эти предметы используются как единое целое. Однако их сроки полезного использования существенно различаются: для компьютера его продолжительность составляет 36 мес., а для принтера (с учетом продолжительности использования предыдущим собственником) – 24 мес. Поэтому в единый инвентарный объект их объединить нельзя, хотя принтер без компьютера функционировать не может. В учетной политике «Актива» установлено, что объекты основных средств стоимостью не более 40 000 руб. учитываются в составе МПЗ. Поэтому бухгалтер «Актива» должен сделать записи:

Дебет 10-9 Кредит 60

- 40 000 руб. – принят к учету компьютер;

Дебет 10-9 Кредит 60

- 3000 руб. – принят к учету принтер;

Дебет 26 (44) Кредит 10-9

- 43 000 руб. (40 000 + 3 000) – компьютер и принтер переданы для эксплуатации в бухгалтерию.

Поскольку компьютер и принтер учтены как материалы, бухгалтер оформил на них приходные ордера по форме № М-4 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).

Отпуск оргтехники в производство оформлен требованием-накладной по форме № М-11, утвержденной тем же постановлением Госкомстата.

Амортизацию по этому имуществу не начисляют и его стоимость в бухгалтерском балансе не отражают.

Как видно из примера, такой подход имеет свои преимущества.

Во-первых, стоимость основных средств будет включена в расходы единовременно и бухгалтеру не придется начислять по ним амортизацию. А во-вторых, фирма сэкономит налог на имущество. Но есть и недостаток: расходы, сосредоточенные в отчетном году, ухудшают финансовый результат фирмы.

Впервые для бухгалтеров разработан уникальный сервис: интернет-поддержка бухгалтеров в период сдачи годового отчета. Все, что уже изменено по отчету и все, что изменится в дальнейшем, - вы найдете на сайте:

buhgod.ru

Специально для бухгалтеров разработано приложение «Годовой отчет». Сервис поможет проверить, всё ли учтено при подготовке годового отчета, и ответить на вопрос, можно ли сдавать отчет в налоговую.

Скачать приложение «Годовой отчет»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное