Спонсорская реклама: особенности налогообложения

10.01.2012

Расходы на рекламу товаров, работ, услуг, деятельности налогоплательщика, товарного знака или знака обслуживания относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Рассмотрим спорные моменты и юридические особенности отнесения затрат на спонсорскую рекламу в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — Закон № 38-ФЗ) спонсорской является реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Спонсор – это лицо, предоставившее средства для организации и/или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, трансляции теле- или радиопередачи либо создания (использования) иного результата творческой деятельности.

Итак, если спонсорский вклад внесен на условиях распространения информации о спонсоре (рекламодателе), то он является платой за рекламу.

Вопрос учета

Безадресность рекламного продукта – основной признак рекламных услуг. На практике зачастую информация о рекламодателе (спонсоре) распространяется при проведении спонсируемых мероприятий с заранее определенным кругом участников. Возникает вопрос, можно ли уменьшать налогооблагаемую прибыль в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ на сумму соответствующих расходов в налоговом учете.

Лица заранее не определены

Согласно ст. 3 Закона № 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Итак, для того чтобы рекламные расходы можно было принять в налоговом учете, круг получателей информации о спонсоре не должен быть заранее определен.

Почему опасно заявлять о спонсоре?

Анализ судебной практики (в частности, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 № 09АП-463/2008-АК, постановления ФАС Московского округа от 04.04.2011 № КА-А40/2332-11-П, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 08.05.2008 № А28-9947/2007-404/21) позволяет заключить:

- в ситуациях, когда условием спонсорства является размещение и распространение информации о рекламодателе при проведении определенного мероприятия (например, спортивного соревнования, конгресса, форума), существует риск, что налоговики признают затраты спонсора безвозмездной передачей имущества рекламораспространителю; безвозмездно переданное имущество и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в целях налогообложения в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ.

Способ распространения информации о спонсоре – основной критерий квалификации расходов спонсора как рекламных.

Во избежание налоговых рисков необходимо, чтобы способ распространения информации о спонсоре соответствовал понятию «реклама».

...во избежание налоговых рисков необходимо, чтобы способ распространения информации о спонсоре соответствовал понятию «реклама»...

Сложившаяся правоприменительная логика приводит к выводу о том, что для учета расходов спонсора при расчете налога на прибыль способ размещения спонсорской рекламы должен соответствовать:

  • либо видам ненормируемой рекламы, установленным в абзацах 2–4 п. 4 ст. 264 НК РФ (подробный перечень ниже);
  • либо установленным Законом № 38-ФЗ способам распространения рекламы и квалифицироваться как «иной вид рекламы» согласно абзацу 5 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Реклама, которая понравится налоговикам

Приведем примеры способов распространения информации о спонсоре, которые хотя и предполагают рекламирование спонсора при проведении мероприятий с заранее определенным кругом участников, но признаются рекламой для целей применения п. 4 ст. 264 НК РФ и Закона № 38-ФЗ:

  • изготовление и размещение рекламы спонсора на электронных рекламных щитах;
  • изготовление и размещение рекламы спонсора на ротационных рекламных щитах;
  • изготовление и размещение рекламы спонсора в тематическом журнале;
  • изготовление и размещение рекламы спонсора на экипировке игроков, вратарей, запасных игроков спонсируемого спортивного мероприятия;
  • размещение рекламных баннеров на объектах площадей, где проводится мероприятие;
  • размещение рекламной продукции с логотипом спонсора в пресс-центре мероприятия;
  • трансляция логотипа или видеоролика спонсора на табло мероприятия;
  • трансляция информации о спонсоре по внутреннему радио мероприятия;
  • размещение логотипа на официальном веб-сайте рекламораспространителя.

Следует иметь в виду, что для правильной квалификации видов рекламы налогоплательщик может обратиться в Федеральную антимонопольную службу, что прямо рекомендовано письмом Минфина от 25.02.2010 № 03-03-06\1\91.

Нормирование расходов на рекламу

Исходя из абзацев 2–4 п. 4 ст. 264 НК РФ затраты на рекламу могут быть отнесены на прочие расходы для целей налогообложения прибыли в полном объеме, только если они могут быть квалифицированы как:

1) расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

2) расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

3) расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, а также изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о товарах, работах, услугах.

Иные виды расходов, не указанные в перечне, являются нормируемыми и могут быть отнесены в уменьшение налогооблагаемой прибыли в размере не более 1% выручки организации (абзац 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

По моему мнению, даже если способ распространения информации о спонсоре соответствует требованиям к ненормируемой рекламе, но фактически реклама осуществляется при проведении мероприятий с заранее определенным кругом участников, расходы все равно будут подлежать нормированию. Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 18.02.2008 № 09АП-463/2008-АК, анализируя ненормируемые виды рекламы, размещенной при проведении спортивного матча, разъяснил, что расходы на спонсорскую рекламу подлежат нормированию в размере 1%.

...даже если реклама является ненормируемой, но фактически распространяется для заранее определенного круга участников, расходы будут подлежать нормированию...

Исключение из данной презумпции составляют те ситуации, когда фактические условия размещения рекламы и первичные документы подтверждают факт обращения рекламы к неопределенному кругу лиц (рассмотрены ниже).

Когда налоговая откажет

Приведем примеры практики сопровождения налоговых проверок, когда налоговики могут посчитать, что распространение информации о спонсоре не соответствует понятию «реклама» для целей учета расходов в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.

А спонсор кто?

Одной из таких ситуаций является размещение фирменного наименования спонсора на рекламных материалах таким образом, что технически способ отображения информации не позволяет индивидуализировать спонсора, то есть не подтверждает факт распространения информации именно о спонсоре. Например, если из сокращенного PR-наименования спонсора непонятно полное наименование организации.

Сувенир на память

Другой пример - акции в форме раздачи сувенирных призов с логотипом спонсора членам спонсируемого им клуба-рекламораспространителя. По мнению налоговиков, маркетинговые мероприятия с участием исключительно спонсора и спонсируемой стороны не способствуют продвижению спонсора на рынке.

Заинтересуй того, не знаю кого

У налоговых органов могут возникнуть претензии к передаче имиджевых прав на использование образа участника спонсируемого мероприятия в продвижении спонсора, организации совместных PR-акций, устным упоминаниям о спонсорах участниками спонсируемого мероприятия в интервью. Основание для отказа в признании расходов - совместные мероприятия рекламодателя и рекламораспространителя не направлены на формирование интереса к спонсору у неопределенного круга лиц.

Совсем не важная персона

Еще один пример - предоставление ВИП-лож представителям спонсора во время проведения спонсируемого мероприятия. Данный вид затрат не признается расходами для целей налога на прибыль, так как не выполняется требование, что расходы должны быть направлены на получение дохода (абзац 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Особая зона налоговых рисков

Важно учитывать, что независимо от того, насколько оправданно расходы отнесены к категории рекламных, спонсора-рекламодателя поджидает еще одна налоговая опасность. Налоговую выгоду спонсора по налогу на прибыль (в форме уменьшения базы на сумму расходов) и НДС (в форме применения вычета) могут признать необоснованной. Анализ практики показывает, что это происходит в следующих ситуациях:

  • если налоговым органом доказана недобросовестность рекламораспространителя – контрагента спонсора согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»;
  • если затраты рекламораспространителя на изготовление, размещение и распространение рекламы о спонсоре значительно меньше размера спонсорского вклада;
  • если отсутствуют правильно оформленные документы, подтверждающие факт реального оказания спонсорских рекламных услуг.

Удастся ли в этих ситуациях оспорить претензии налоговиков в суде, будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

...независимо от того, насколько оправданно расходы отнесены к рекламным, спонсора-рекламодателя поджидает опасность в виде необоснованной налоговой выгоды по НДС и налогу на прибыль...

Как оформить документы?

Документы, подтверждающие оказание спонсорских рекламных услуг, должны максимально идентифицировать их предмет и содержание исходя из следующих критериев:

1) расшифровка в договоре (приложениях к нему), а также актах оказанных услуг состава и характера услуг, объема и суммы, на которую они оказаны, времени и места проведения мероприятий, на которых распространялась спонсорская реклама;

2) наличие отчетов рекламораспространителя о проведенных рекламных мероприятиях;

3) передача рекламодателю–спонсору по акту оказанных услуг экземпляров рекламной продукции.

Следует иметь в виду, что специальные виды рекламных услуг целесообразно подтверждать документами, соответствующими условиям их оказания.

Например, затраты на рекламу в эфирных СМИ (телевидение и радио) подтверждаются эфирной справкой вещательной компании, не имеющей унифицированной формы. Наличие иных специальных документов (эфирного календаря размещения рекламы или диска с записью ролика о спонсоре) при отсутствии эфирной справки может быть расценено судом как достаточное подтверждение расходов и вычетов по НДС. В частности, такая позиция отражена в постановлении ФАС Московского округа от 24.01.2011 № КА-А40/17853-10. Однако в таком случае спонсор должен быть готов к тому, что обоснованность расходов, скорее всего, придется доказывать в суде.

Другой пример специального документального обоснования рекламных расходов - затраты на размещение информации о спонсоре в сети Интернет подтверждаются графической копией страниц веб-сайта с отражением последней рекламной информации рекламодателя. Важно, чтобы эта копия давала возможность идентифицировать место размещения рекламы спонсора.

...специальные виды рекламных услуг целесообразно подтверждать документами, соответствующими условиям их оказания...

Пикунова Е.А., налоговый юрист

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное