Стояние в очередях за кучей справок - позади!

14.11.2011

Выражение «без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек», возможно, в скором времени совсем утратит свою актуальность. А такое явление, как бюрократизм, должно если не исчезнуть, то сократиться в разы. Причиной столь масштабных изменений стал запуск одного из самых грандиозных и громко разрекламированных проектов последнего времени - Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), стартовавший 1 октября в России (правда, пока только на федеральном уровне).

Для того чтобы презентовать программу «Электронное правительство – новые принципы, новое качество», собрались главы министерств и ведомств (с многочисленными замами), начиная от Эльвиры Набиуллиной и заканчивая Михаилом Мишустиным. Сильные мира сего наперебой хвастались тем, что гражданам и предпринимателям больше не придется просиживать часами в очередях, обивать пороги различных ведомств, чтобы собрать многочисленные справки. Теперь чиновники сами будут собирать всю информацию, обмениваясь данными в электронном формате с коллегами из других ведомств. Ранее для получения одной государственной услуги людям приходилось запрашивать в среднем 6–8 разных учреждений. Срок получения справки для граждан – 5 дней. Для чиновников, несвоевременно предоставивших госуслугу, поправки к закону о госслужбе вводят штрафы.

Граждане больше не курьеры

Вступление в силу «скромных» поправок в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» лишает чиновников права запрашивать от граждан и организаций сведения, которые ранее они уже предоставляли в другие ведомства.

Новация в первую очередь коснется пяти самых востребованных ведомств: Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Росреестра, Федеральной миграционной службы, Пенсионного фонда. Всего же в межведомственном взаимодействии примет участие 61 федеральный орган власти.

Ходоки за справками

Cледующие цифры озвучил зампред Правительства Вячеслав Володин.

Ежегодно фиксируется порядка 81 миллиона обращений граждан за госуслугами. А если учесть, что для получения каждой услуги надо еще собрать не менее шести справок, то в среднем российские граждане в год обращаются в различные ведомства за справками 560 миллионов раз.

По словам заместителя председателя Правительства Вячеслава Володина, внедрение «электронного правительства» направлено на значительное увеличение прозрачности действий бюрократов и снижение издержек бизнеса. По его словам, обращения в госорганы для граждан и юридических лиц должно стать гораздо более удобным и комфортным. «Людям фактически не придется быть курьерами между различными государственными ведомствами, самим собирать большое количество документов, тратить время и нервы на стояние в очередях. Какие бумаги надо собрать – это уже головная боль государства, федеральных органов исполнительной власти», – заявил Володин.

Вторым и не менее важным этапом программы является подключение к СМЭВ регионов. Произойдет столь масштабное событие 1 июля 2012 года. То есть с середины следующего года местные власти возьмут на себя всю работу по обмену справками между ведомствами. Отметим, что именно на регионы приходится значительная нагрузка по выдаче документов гражданам.

Магическая тройка

Не остался в долгу и глава Налоговой службы Михаил Мишустин. По его словам, ФНС России задействована в качестве поставщика данных для оказания более 220 государственных услуг 51 федеральным ведомством. Структура, возглавляемая Мишустиным, обеспечивает при межведомственном взаимодействии 57% всех необходимых документов. ФНС занимает 1-е место по востребованности сведений из ЕГРЮЛ, 3-е место – сведений из ЕГРИП и 5-е место – из ЕГРН (рейтинг по данным исследований РАНХиГС при Президенте РФ).

Чиновник также порадовал присутствующих новостью о том, что осенью 2012 года налогоплательщикам будет высылаться одна платежка сразу на три налога: транспортный, земельный и имущественный. Таким образом, у граждан появится возможность получать все уведомления о платежах в единой форме, а не пять-шесть раз в год. На их уплату в следующем году будет предоставлено 36 дней. В общем, налоговики, как и обещали, продолжают совершенствовать свой сервис, делая его более быстрым и удобным.

К слову, о сервисе... Как заявили в в Федеральной миграционной службе РФ (ФМС), в 2012 году загранпаспорт можно будет оформить в 10–15 раз быстрее. Достичь таких результатов получится благодаря все той же системе «электронного правительства».

Таким образом, сроки оформления документа сократятся с нынешних 30 дней до 2–3 дней, рассказал глава ФМС Константин Ромодановский. «Это элемент, который устраняет взаимодействие, контакты чиновника и населения, будет воспринят нашим населением, я думаю, с пониманием и благодарностью», – отметил руководитель ведомства.

Массовые услуги

Большие надежды на электронное правительство возлагает и министр экономики Эльвира Набиуллина. По ее мнению, СМЭВ поможет снизить административные барьеры и убрать из системы излишние звенья. «Когда ведомства сами стали заниматься таким документооборотом, – сообщила она, – выяснилось, что три сотни документов были лишними». Всего же на электронный документооборот будет переведена 231 госуслуга.

Еще одним его преимуществом является существенное упрощение регистрации и ведения малого бизнеса. «Сегодня многие ведомства требуют от малого бизнеса выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого реестра индивидуальных предпринимателей. Теперь эти справки не будут требовать от предприятий, а ФНС будет предоставлять их сама», – объяснила Набиуллина.

Что касается защиты прав граждан при предоставлении госуслуг, то и здесь их избавят от беготни по инстанциям и нервотрепки. По заверению г-жи Набиуллиной, гражданину скоро не придется ходить в суд самому и доказывать, что его права нарушены. Достаточно будет подать жалобу в Генпрокуратуру, и прокуроры сами инициируют судебное разбирательство по данному вопросу.

Тест на устойчивость

Гарантированную сохранность сведений граждан пообещал журналистам глава Минкомсвязи Игорь Щеголев. Защиту информации обеспечат за счет того, что каждое ведомство будет хранить свою базу данных, не объединяя ее в одну. А каналы обмена информацией между ведомствами надежно защищены. Другим, инновационно новым, методом защиты данных станет электронно-цифровая подпись. Право подписи будет подтверждать любое важное изменение в базе данных, например о сделках с недвижимостью, и дано как гражданину, так и служащему. В таком случае за утечку информации из баз данных и за ее хищение внутри ведомств наказать можно будет служащих.

Тесное сотрудничество

Все бы хорошо, вот только... Как сообщил Игорь Щеголев, совмещать базы данных разных ведомств в одну систему – дело, мягко скажем, нелегкое. И это несмотря на многочисленные заявления об успешном запуске суперсистемы, которая разрабатывалась в течение последних 10 лет и на отлаживание которой ушло 20 млрд рублей. На данный момент система «электронного правительства» прошла своеобразную проверку. Выяснилось, что она сможет выдерживать около 2 млн обращений граждан за госуслугами в сутки. Пропускная способность системы предусматривает увеличение до 2 млрд обращений в сутки.

Однако в том, что новая системаеще нуждается в доработке, сомнений нет. Признают сей факт иминистры. По их словам, поначалу в ее работе могут быть сбои. Правда, это не будет служить оправданием чиновникам, поэтому взаимодействие между ведомствами должно быть обеспечено любым способом, хотя бы и с помощью курьера.

И все-таки стоит знать, что граждане могут обнаружить в базе данных федеральных ведомств ошибки, опечатки в выданных документах. Эльвира Набиуллина отметила, что «грязные данные» существуют в системе, но «гражданин сталкивается сейчас с ними один на один». А с начала запуска проекта все неточности будут выявлять сами ведомства.

Другой опасностью являются хакерские атаки. Заместитель главы Минкомсвязи Илья Массух поведал, что уже сейчас есть факты проявления «смекалки» со стороны мошенников. Например, на телефоны приходят СМС с предложениями за сто рублей получить доступ к закрытой информации на портале госуслуг. Не исключено, что с 1 октября мошенники попытаются заработать на неведении российских граждан, будут предлагать им различные «консультации».

Михаил Мишустин успокоил присутствующих, сказав, что гражданам не стоит поднимать по этому поводу панику, а лучше уведомить службу. Для этого на портале госуслуг www.gosuslugi.ru и других ресурсах федеральных ведомств будет работать горячая линия. И гражданин всегда может позвонить туда и уведомить об обнаруженных неточностях.

Чиновники рассчитывают на бдительность и отводят важную роль «обратной связи» с гражданами. Потребители госуслуг смогут принять участие в выявлении недостоверных данных, чтобы ведомства вовремя приняли меры по их оперативному исправлению.

Екатерина Петрова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA