Платеж с уточнением: как правильно оформить

03.08.2011

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной, когда лицо не только начислило, но и уплатило всю сумму в бюджет. Иногда случаются казусы: заплатили страховые сборы, да не по тем реквизитам, сумма попала в бюджет, но в лицевом счете организации не отразилась. Если не предпринять мер, то в такой ситуации на недоимку  будут начисляться пени, а контролирующие органы начнут принудительное взыскание задолженности. Как этого избежать, читайте в статье.

С целью урегулирования данного вопроса Пенсионный фонд России разработал соответствующее заявление об уточнении платежа (письмо ПФР от 6 апреля 2011 г. № ТМ-30-25/3445). Форма этого заявления размещена на официальном сайте Пенсионного фонда.

Применение данной формы необязательно. Это всего лишь рекомендуемый образец. Но с другой стороны, вам не надо ничего изобретать, а стоит всего лишь вписать в предлагаемую форму необходимые сведения и приложить платежное поручение в качестве подтверждения произведенной оплаты. Мы рассмотрим предлагаемое заявление и поможем правильно заполнить этот документ, чтобы у вас не возникало проблем при подаче его в территориальный пенсионный орган (см. пример заполнения предлагаемого заявления).

Скачать форму заявления об уточнении платежа >>

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Это закреплено в части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее — Закон).

С 2011 года в указанную статью внесены дополнения (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ). Согласно которым поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется в соответствии с правилами заполнения поручений. Это те самые правила, которые разработаны Минфином при содействии Центробанка России, — приказ Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н.

Все правила, которые ранее действовали только в отношении платежных документов для перечисления налогов и сборов в бюджетную систему РФ, теперь на законных основаниях применимы и к платежным документам, заполняемым по страховым взносам во внебюджетные фонды.

Кроме того, предусмотрено такое новшество. При обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения, не повлекшей их неперечисления в бюджет, он вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении реквизитов поручения. Уточнить можно следующие моменты:

  • основание платежа;
  • тип платежа;
  • принадлежность платежа;
  • отчетный (расчетный) период;
  • статус плательщика.

Что конкретно стоит за этими реквизитами, рассмотрим далее. Прежде обратим внимание, на какие случаи не распространяется данный порядок уточнения платежей.

Ошибка ошибке рознь

Если ошибка в поручении не препятствует поступлению платежа в бюджет фонда, то обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной.

Закон о страховых взносах предполагает только три вида ошибок, которые приводят к неисполнению обязанностей по уплате страховых взносов, то есть к непоступлению средств в бюджет (п. 4 часть 6 ст. 18 Закона). Это:

  • неверное указание счета ОФК;
  • неверное указание наименования банка получателя;
  • неверное указание кода бюджетной классификации, повлекшее неперечисление суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда.

В последнем случае, когда речь идет о коде бюджетной классификации, надо иметь в виду, что неправильным считается указание такого КБК, который не соответствует назначению для зачисления в бюджет. Например, если вместо КБК, предназначенных для уплаты в бюджет Пенсионного фонда, указан КБК по налоговым платежам.

Ошибкой будет и пересортица между КБК по страховым взносам, направляемым в разные внебюджетные фонды. Если, к примеру, перечисляется взнос в ФСС России, а КБК указан для зачисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, то, естественно, в бюджет соцстраха средства не поступят и обязанность в этой части страховых взносов не будет исполненной. Действительно, законодательство о страховых взносах регламентирует уплачивать взносы отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (части 1, 8 ст. 15 Закона).

Учитывая, что зачет излишне уплаченных страховых взносов из бюджета одного государственного внебюджетного фонда в бюджет другого, в том числе когда перепутаны КБК, не допускается, урегулирование платежей, не поступивших в нужный фонд, в форме уточнения также не допускается. Такие платежи после обращения к администратору доходов с соответствующим заявлением будут возвращаться страхователю, а необходимые суммы уплачиваться вновь, но уже с пенями.

Уточняем реквизиты плательщика

Вместе с тем при рассмотрении образца заявления на уточнение платежного поручения видим, что формой заявления преполагается уточнять и код бюджетной классификации, хотя прямо об этом реквизите в статье 18 Закона не говорится.

Уточнение КБК, так же как ИНН и КПП плательщика взносов, входит в понятие «уточнение принадлежности платежа».

Уточняя код бюджетной классификации в платежном поручении, плательщик фактически уточняет принадлежность платежа, это разрешено нормой об уточнении. Специалисты ПФР уже давали прямые разъяснения по этому поводу (письмо ПФР от 25 октября 2010 г. № ТМ-30-25/11272).

Вышестоящий орган разрешил уточнять даже ИНН и КПП получателя средств (письмо Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2010 г. № 3758-19). Но уточнение сведений, идентифицирующих получателя средств, прямо не предусмотрено в законе. И в рекомендованном образце заявления на уточнение такие реквизиты, как ИНН и КПП получателя средств (внебюджетного фонда), отсутствуют. Раз в заявлении не предусмотрено уточнять реквизиты получателя средств, то, вероятно, ПФР счел невозможным такое уточнение.

Следующий реквизит, который разрешено уточнять, – статус плательщика страховых взносов. Двузначный показатель статуса определяет лицо, которое уплатило средства. Им может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, частный нотариус или адвокат, глава крестьянского (фермерского) хозяйства и пр. Для юридических лиц неверное указание статуса некритично, а вот для индивидуального предпринимателя могут одновременно открываться два отдельных лицевых счета по страховым взносам в ПФР. Один – по платежам ИП как работодателя, второй – по платежам с доходов самого предпринимателя (фиксированные платежи).

ПФР в своих рекомендациях предлагает указывать компаниям-страхователям в поле 101 (статус плательщика) код «01» — налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо либо код «14» — налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (письмо ПФР от 29 января 2010 г. № 30-18/871).

Для предпринимателей приемлемым будет код «14», если они перечисляют страховые взносы с доходов наемных работников. Если же ИП перечисляет взносы за себя (фиксированные платежи), то можно использовать код «09» — налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель по аналогии с рекомендациями для юридических лиц. Не будет ошибкой и указание кода «08» — плательщик иных платежей, осуществляющий перечисления в бюджетную систему Российской Федерации. Правда, в этом случае качественно определить статус для предпринимателя не удастся.

В отличие от Пенсионного фонда ФСС рекомендует в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством поле 101 платежного поручения заполнять только кодом «08» — плательщик иных платежей, осуществляющий перечисления в бюджетную систему Российской Федерации (письмо ФСС РФ от 15 января 2010 г. № 02-13/08-13157).

Уточняем реквизиты платежа

В некоторых случаях плательщики некорректно заполняют поле 106 «Основание платежа». По этому реквизиту можно определить категорию платежа. «ТП» — платежи текущего года, «ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа, «ТР» — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов), «АП» — погашение задолженности по акту проверки и пр.

бухгалтерияНеверное заполнение поля 106 не приводит к принципиальной ошибке. Показатель «основание платежа» играет связующую роль и позволяет разграничить и соотнести начисленные и уплаченные страховые взносы. Но фактически не может привести к возникновению недоимки.

Уточнение такого реквизита, как налоговый период (поле 107), который имеет десять знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точками, используется для указания периодичности уплаты или конкретной даты уплаты взноса (в последнем случае поле имеет вид «число.месяц.год»).

Для страховых взносов периодичность уплаты, как правило, месячная. Поэтому первые два знака должны заполняться значением «МС». Пример: «МС.06.2011» — страховые взносы за июнь 2011 года. Даже если лицо перечисляет задолженность, образовавшуюся в результате перерасчетов за предыдущие периоды, необходимо указывать, за какой конкретно месяц уплачена данная сумма.

Для предпринимателей, перечисляющих фиксированные платежи, в первых двух знаках поля 107 надо проставлять «ГД» и указывать, за какой календарный год причитаются данные платежи. Например, «ГД.00.2010» — платежи за 2010 год.

Взаимосвязь реквизитов

Код бюджетной классификации устроен так, что позволяет идентифицировать много информации, в том числе уровень бюджета, администратора средств, а также тип поступивших платежей.

Нередко путаница при заполнении платежного поручения образуется из-за несоответствия кода подвида КБК (14—17 знаки КБК) и типа платежа (поле 110). Одновременно с типом платежа может уточняться и сам подвид (14—17 знаки КБК).

Например, в платежном поручении был указан КБК 39210202010063000160 и тип платежа «ВЗ», а в действительности перечислялись пени. Значит, уточняться будет КБК (правильный код 39210202010062000160) и тип платежа (правильно «ПЕ»).

По основному платежу плательщики страховых взносов, как правило, шифруют тип платежа как «ВЗ». Но не будет ошибки, если этот реквизит заполнить значением «АВ» или «ПЛ».

В своем информационном письме от 1 февраля 2011 г. ПФР распространил Памятку для руководителей и бухгалтерских работников организаций по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в Пенсионный и медицинские фонды. Рекомендовано в поле 110 (тип платежа) указывать в соответствии с кодом подвида дохода КБК:

  • 1000 — «ВЗ»;
  • 2000 — «ПЕ»;
  • 3000 — «АШ» или «ИШ».

Вернемся к подвиду КБК, чтобы напомнить еще об одной особенности, присущей платежам, перечисляемым в Пенсионный фонд. Речь идет о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, которые уплачиваются добровольно в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ. Как закреплено этим документом, дополнительные взносы в ПФР могут уплачивать как сами граждане, так и работодатели за своих работников.

Для раздельного учета таких средств по виду доходов 39210202041060000160 приказом Минфина от 28 декабря 2010 г. № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» установлена следующая детализация:

  • 0100 — дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступающие от физических лиц;
  • 0200 — дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в пользу застрахованных лиц, поступающие от работодателя.

Как видно, для дополнительных страховых взносов предусматривается специальная кодировка 15-го знака в КБК.

Вместе с тем финансовое министерство рассмотрело вопрос специфического указания кода подвида доходов в структуре КБК по дополнительным страховым взносам и пришло к такому выводу. В первом полугодии 2011 года при учете в доходах бюджета ПФР дополнительных страховых взносов должна применяться структура кода подвида доходов, сформированная исходя из общих требований, то есть с учетом первого знака кода подвида (1000, 2000, 3000, 4000). Но, принимая во внимание положения Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ об отсутствии мер фискальной ответственности, применяемых к плательщику дополнительных взносов (отсутствие пеней и штрафов), применение кода подвида доходов в виде 1000, 2000 и 3000 к дополнительным страховым взносам будет необоснованным (письмо Минфина России от 19 января 2011 г. № 02-04-09/225).

Таким образом, при указании кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии работодатели фактически должны заполнять КБК в виде «39210202041061200160».

Со второго полугодия 2011 года планируется внести изменения в правила применения бюджетной классификации в части дополнительных страховых взносов.

Почему выгодно

Если вы обнаружите некоторые ошибки в оформленных платежных документах, которые привели к искажению вашего лицевого счета, то фактически можно пойти двумя путями: написать заявление на зачет или заявление на уточнение платежа.

К примеру, вы перечисляли штраф, а в КБК 14-й знак указали «1», что классифицирует поступление в качестве страховых взносов. В этой ситуации если платеж зачислен по вашему лицевому счету, то не важно, с каким документом вы обратитесь в Пенсионный фонд. Можно написать заявление о зачете суммы взносов в уплату санкций по этому же КБК.

Но для случаев, когда некорректная уплата привела к образованию недоимки по страховым взносам, правильнее будет написать заявление об уточнении платежа. Потому что уточнение проводится по фактической дате платежа, то есть без начисления пеней за время уточнения. А при зачете пени будут начисляться по день выписки документа на зачет.

И. Акиньшина, редактор-эксперт

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное