Сдаем один раз

Сдаем один раз

18.05.2010

С этого года налоговые инспекции не вправе повторно запрашивать ранее представленные компанией документы. Алина Строкина, аудитор компании GSL Law & Consulting, рассказала о нюансах поправок в НК, в особенности о том, каких правил придерживаться при сдаче фирмой в ИФНС запрашиваемых бумаг.

Когда сдавать

Начиная с 1 января 2010 года инспекции не вправе требовать те документы, которые уже были подготовлены и сданы налогоплательщиками при проведении камеральных или выездных проверок.
Пунктом 5 статьи 93 НК РФ предусмотрено лишь два исключения в случае повторного запроса документов: если они представлялись в виде подлинников и были возвращены; если они были утрачены инспекцией вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
При камеральной проверке Налоговым кодексом РФ предусмотрено несколько оснований для требования документов:
– в случае применения компанией налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);
– при желании организации вернуть НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);
– при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);
– если налоговая инспекция решает назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Пункт 5 статьи 93 НК РФ распространяется на все основания по истребованию документов, начиная с 1 января 2010 года. Если часть документов была представлена до этой даты, а другие бумаги – после, то в соответствии с пунктом 5 статьи 93 НК РФ налоговые органы не имеют права настаивать на повторной подаче документов с 1 января 2010 года. Начиная с этого года при ведении компанией журнала переданных документов у налогоплательщиков появился достойный аргумент в возможных спорах.

Оформляем правильно

При проведении камеральных проверок компании, как правило, получают требование из инспекции о представлении комплекта документов. В течение десяти рабочих дней налогоплательщик обязан направить их в ИФНС. Бывают такие ситуации, когда организация не имеет возможности уложиться в установленный законом срок. Если вы поняли,
что не получится своевременно сдать все затребованные бумаги, необходимо на следующий день после получения требования письменно уведомить инспектора налогового органа о реальных сроках, когда эти документы компания сможет-таки представить (и в обязательном порядке указать причины, по которым требование ИФНС невозможно
выполнить).
Однако инспекторы могут и проигнорировать ваше уведомление с просьбой об отсрочке, продолжая настаивать на представлении нужных им документов в десятидневный срок. В любом случае не позднее двух дней после ознакомления с таким уведомлением руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) обязан ответить на письмо компании, можно ли перенести сроки сдачи документов, или их оставляют без изменений.Налоговый кодекс не содержит запрета на изъятие в ходе камеральной проверки первичных документов.
Нормой статьи 88 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы имеют право требовать у налогоплательщиков в ходе камеральной проверки документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Закон не ограничивает налоговиков в праве требовать документы для проведения камеральной проверки никакими условиями, в том числе это относится и к объему запрашиваемой документации.
Проверяющие вправе запросить хозяйственные договоры, первичные бухгалтерские документы, счета-фактуры, регистры: журналы-ордера, ведомости, главную книгу т. д. При представлении комплекта документов налогоплательщик должен подготовить сопроводительное письмо с указанием номера и даты требования налогового органа и приложить опись передаваемых документов. В сопроводительном письме бухгалтер разъясняет, какая часть документов приложена; в случае если документы передаются частично, надлежит указать, по какой причине это происходит. Составлять опись переданных бумаг важно как можно более подробно, вписывая, в том числе, наименование документа и период, к которому он относится. Желательно, чтобы в описи по каждой бумаге было указано, сколько в документе страниц, а также общее количество бумаг, передаваемых в инспекцию.
Документы из описи подаются налогоплательщиком в ИФНС в виде заверенных копий (ст. 93 НК РФ). Заверить их могут как руководитель или его заместитель, так и другие уполномоченные на это лица. Не забудьте проставить на них печать компании. Однако имейте в виду, что в случае необходимости налоговая инспекция имеет право ознакомиться с подлинниками, взятми на проверку. Обратите внимание, что по закрепленному в пункте 2 статьи 93 НК РФ правилу налоговики не вправе требовать от налогоплательщика представления нотариально заверенных копий документов.
Важно помнить, что в случае отказа или несвоевременного отправления запрашиваемых бумаг на организацию могут наложить санкции, предусмотренные в статье 126 НК РФ, причем налоговики имеют право про-извести выемку необходимых документов в порядке, определенном статьей 94 НК РФ.

В случае повторного запроса

Согласно новым правилам инспекторы лишены возможности повторно требовать документы (независимо от целей), если они уже были представлены налогоплательщиком. И когда несмотря ни на что компания получает требование с просьбой подготовить и сдать ранее направленные в ИФНС документы, фирме следует подстраховаться, написав официальное письмо в налоговую инспекцию с указанием факта нарушения налоговым органом полномочий, и подробно, аргументированно изложить позицию налогоплательщика. Повторный запрос документов, как уже отмечалось, допустим лишь в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, например, пожара, наводнения, другого стихийного бедствия или катастрофы. Если вами были отправлены документы в одну налоговую, а после этого вы сменили адрес регистрации, то в налоговой, где вы зарегистрируетесь по новому месту, будет доступ к документам, сданным ранее.

Как быть с контрагентами

Новые правила распространяются как на бумаги, которые собрали в ходе налоговой проверки сами компании, так и на документы по их контрагентам. Налогоплательщик может получить требование о представлении документов своего контрагента (партнера). Его следует исполнить в течение пяти рабочих дней после получения уведомления из налоговой, или в те же сроки сообщить о том, что компания не располагает этими документами.
Инспектор направляет письменное поручение о требовании документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета его контрагента, по форме, утвержденной приказом ФНС от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. В поручении обязательно указывается, при проведении какого мероприятия налоговая инспекция сочла необходимым запросить документы. Если запрашиваемая информация относится к конкретной сделке, то указываются также сведения, позволяющие компании понять, о каком контракте идет речь.
Документы контрагента (партнера) подаются в том же виде, в каком налогоплательщик должен представлять и свои бумаги, а именно:
– в виде копий, заверенных проверяемым лицом (в данном случае им выступает уже контрагент);
– на копии ставит подпись руководитель или заместитель руководителя организации и скрепляет документ печатью;
– налоговый орган не вправе требовать представления копий, заверенных нотариусом;
– при необходимости ИФНС вправе ознакомиться с подлинниками документов контрагента.
Документы передаются в налоговую инспекцию, учитываются, хранятся в соответствии с пунктом 5 статьи 93 НК РФ.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное