Грозит ли «малышам» обязательный аудит?

Грозит ли «малышам» обязательный аудит?

20.04.2010

Малый и средний бизнес, как известно, составляют основу экономики любого современного развитого государства. Не удивительно, что власти стараются поддержать компании, относящиеся к этой категории. В России, например, действует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства). Пункт 1 статьи 4 этого закона разделяет компании на средние и малые. А среди малых выделяются еще и микропредприятия. К какой из этих категорий относится фирма, зависит от участия в ней других лиц, численности ее работников и выручки.

Измерение «малышей»

Чтобы считаться малой или средней компанией, необходимо выполнить три условия.

Во-первых, суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, иностранных лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов.

Во-вторых, средняя численность работников за предшествующий календарный год должна быть:

– от 101 до 250 человек включительно – для средних предприятий;

– до 100 человек включительно – для малых предприятий;

– до 15 человек – для микропредприятий.

В-третьих, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:

– 1000 млн. рублей – для средних предприятий;

– 400 млн. рублей – для малых предприятий;

– 60 млн. рублей – для микропредприятий.

Эти суммы указаны в постановлении Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Напомним, что предыдущий Закон (от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»), который действовал до 2008 года, ограничений по выручке не предусматривал.

Проверка «малышей»

Теперь обратимся к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности). Там сказано (ст. 5), что общество с ограниченной ответственностью обязано пройти аудит, если:

– объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за год, предшествовавший отчетному, превышает 50 млн. рублей;

– или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. рублей.

Сопоставив Закон о развитии предпринимательства и Закон об аудиторской деятельности, делаем вывод: если выручка общества с ограниченной ответственностью превышает 50 млн. рублей, оно обязано пройти аудит. При этом не имеет значения, является ли предприятие средним, малым или даже микро.

Внимание!

Если компания не пройдет обязательный аудит, ее ждут проблемы. Налоговый инспектор, принимая годовую отчетность, может обнаружить, что фирма подлежит обязательному аудиту (для этого ему достаточно данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках). В результате инспектор откажется принять отчетность. Кроме того, налоговики могут наложить штраф. Ответственность за уклонение от обязательного аудита предусмотрена статьями 126 Налогового кодекса и 15.6 Кодекса об административных правонарушениях. По статье15.6 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 300–500 рублей. Статья 126 Налогового кодекса предусматривает штраф 50 рублей за каждый непредставленный документ. Уплата штрафа не освобождает фирму от обязанности пройти аудит.

Помощь «малышам»

Депутаты Государственной думы посчитали такую ситуацию несправедливой и решили снизить финансовое бремя этих компаний. Именно поэтому 21 января 2010 года в Комитете по собственности Государственной думы была рассмотрена законодательная инициатива об освобождении от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства.

Как прокомментировал председатель комитета Виктор Плескачевский, в результате действия статьи 5 Закона об аудиторской деятельности организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства и созданные в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью (открытые акционерные общества в силу своего публичного статуса подлежат обязательному аудиту независимо от финансовых показателей), в том числе микропредприятия, вынуждены нести значительные расходы на проведение ежегодных аудиторских проверок. В условиях экономического кризиса, снижения спроса на продукцию и услуги субъектов малого предпринимательства такие расходы существенно ухудшают финансовое положение многих организаций малого бизнеса и ставят под вопрос возможность продолжения ими своей деятельности.

Депутаты собираются внести на рассмотрение Госдумы законопроект с поправками в статью 5 Закона об аудиторской деятельности. Предлагается установить следующие показатели, при превышении которых общество с ограниченной ответственностью будет обязано пройти аудит: предельный размер выручки за предшествующий год увеличить с 50 млн. до 400 млн. рублей; сумму активов бухгалтерского баланса на конец предыдущего года – с 20 млн. до 160 млн. рублей.

Если законопроект станет законом, то ни средние, ни малые, ни тем более микро ООО обязательный аудит проходить не будут.

По словам члена Комитета по собственности Екатерины Семеновой, «любые законопроекты, направленные на облегчение жизнедеятельности малого бизнеса, на снижение расходов предпринимателей, – это благо, это вложения, которые всегда оправданы и работают на перспективу». Закон, по ее мнению, не приведет к сокращению доходов бюджета, что особенно важно в условиях дефицитного бюджета, и не потребует отмены, изменения или дополнения действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Не удивительно, что и представители малого бизнеса, и независимые эксперты положительно отзываются об этой инициативе. Директор по аудиту фирмы «Грант Торнтон» в России Михаил Фролов считает, что для малых предприятий с объемом выручки в 50 млн. рублей обязательный аудит является скорее дополнительной финансовой нагрузкой. «Большой практической пользы в отчетности для маленьких компаний нет – собственник бизнеса или акционер и так находится в курсе всех дел», – утверждает Михаил Фролов. При выручке в 50 млн. рублей аудитор не сможет рассказать ничего нового своему клиенту. «Зато когда выручка компании достигает уже 400 млн. рублей, собственник начинает “терять контакт”, потому что становится слишком много операций, и аудиторы могут принести реальную пользу, изучив отчетность и подготовив рекомендации. Таким образом, инициатива депутатов направлена на то, чтобы снять финансовую нагрузку на малый бизнес, и это является большим плюсом», – считает эксперт.

К сведению

Обычно цены на аудит рассчитывают исходя из стоимости одного часа работы аудитора. В небольших аудиторских фирмах стоимость часа составляет 40–60 у. е., в более крупных и именитых – от 80 у. е. Комплексная проверка годовой отчетности фирмы со средней выручкой 30–50 млн. рублей в год вряд ли обойдется дешевле 3000 у. е.

Дороже всего услуги так называемой большой четверки – транснациональных компаний, работающих на российском рынке (PriceWaterhouse Coopers, Ernst & Young, KPMG, Deloitte & Touche). Час их работы стоит 100–400 у. е., а договор на сумму менее 10 000 у. е. их вряд ли заинтересует. Зато аудиторское заключение, выданное такими компаниями, высоко котируется, в том числе и на международном уровне.

Председатель регионального отделения профсоюза предпринимателей «Лига свободы» Георгий Комаров считает, что повышение порогов всегда хорошо. «Другое дело, что остается еще очень много проблем, которые мешают нормально развиваться малому бизнесу. Так, до сих пор не решен вопрос с объемом отчетности, в том числе для малого бизнеса», – напоминает Георгий Комаров.

В любом случае, если закон, освобождающий малый бизнес от обязательного аудита, вступит в силу, это будет еще один шаг навстречу малому предпринимательству. А любой путь, как известно, состоит из множества шагов, каждый из которых необходимо сделать.

Ольга Белоусова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA