Подарочные карты  для клиентов

Подарочные карты для клиентов

25.12.2009

Конкуренция за беднеющего покупателя резко обострилась. Заставить раскошелиться клиентов можно с помощью такого маркетингового хода, как выдача покупателям подарочных карт. Как сделать все правильно, чтобы новшество вместо прибыли не обернулось проблемами с налоговыми инспекторами и лишними «административными издержками»?


Юридический аспект

Смысл подарочных карт – в стимулировании продаж и увеличении выручки. То есть фактически организация получает от покупателя беспроцентный кредит и «привязывает» к себе клиента. Ведь последнему, чтобы отоварить карту, нужно обратиться именно к вам. А если не хватит номинала самой карты, то дополнительная прибыль обеспечена. Использование в практике компании подарочных карт имеет некоторые особенности. Предложение таких карт с точки зрения гражданского законодательства является публичной офертой. Приобретение карты покупателем признается акцептом вашей оферты (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Акцепт непременно должен быть полным и безоговорочным. То есть если программа продажи подарочных карт со временем предполагает снижение номинала карты или другие неприятные особенности (отраженные, например, на… 1255 странице бонусной программы), клиент, купивший карту, заранее с этим согласился.

С кассой или без?

Продажа подарочных карт происходит, как правило, за наличный расчет. Тут сразу возникает вопрос о применении или неприменении контрольно-кассовой техники (ККТ). Дело в том, что ККТ применяется при наличных расчетах (или расчетах с использованием платежных банковских карт) в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).По мнению московских налоговиков, организация обязана применять контрольно-кассовую технику и пробивать кассовый чек в день продажи подарочных карт, а также в момент оплаты товаров или услуг по подарочной карте. Чек пробивается по отдельной секции ККТ (письмо УФНС России по г. Москве от 4 августа 2009 г. № 17-15/080428).
Но вернемся к гражданско-правовым вопросам. Ведь продажа подарочной карты далеко не всегда может означать предварительную оплату товара (услуги). Напомним, что публичная оферта (каковой является продажа карт) – это предложение, в котором усматривается воля клиента заключить договор на определенных условиях. И тут все зависит от таланта юристов компании. Ведь является выдача карты предварительной оплатой или нет, определяют внутренние документы организации (Положение о проведении акции и т. п.).

Эксперименты с лотереей

Реализация карт может являться, например, оплатой клиентами участия в стимулирующей лотерее. На подарочных картах можно так и указать (разумеется, мелким шрифтом), что карта не является средством оплаты товаров (работ, услуг). Кстати, для организации стимулирующей лотереи получать разрешение не нужно – достаточно заранее уведомить ФНС. Даже если налоговики попытаются отказать в ее проведении, ответственность за проведение стимулирующей лотереи в случае ее запрета налоговой службой не предусмотрена. А «не выигравшими» будут те владельцы карты, которые по каким-либо причинам вовремя не пришли, чтобы обменять их на товар – «выигрыш».
Поскольку участие в лотерее услугой не является (услуга – совершение действий по заданию заказчика) в силу положений статьи 779 Гражданского кодекса, то и применение ККТ здесь не обязательно. Таким образом, применять ККТ или нет, целиком зависит от того, под каким «соусом» будут распространяться карты. Но тем, кто не стремится к лишним вопросам со стороны налоговой, стоит этот самый «соус» как следует проработать. А до этого момента ККТ лучше применять, во всяком случае в Москве.

Бухгалтерский учет

Денежные средства от продажи подарочных карт выручкой в бухгалтерском учете признаваться не будут. Дело в том, что такие поступления не соответствуют требованиям пункта 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н) – с продажей карты право собственности на продукцию к покупателю не переходит. Хотя все, конечно, зависит от условий выдачи карт… Если во внутренних документах компании (с которыми нужно не забыть ознакомить покупателя) предусмотрен переход имущественных прав, то бухгалтерский учет будет аналогичен продаже самих товаров. В большинстве случаев подарочные карты рассматривают как предоплату за товар (работу, услугу).
Сам учет «пластика» (подарочных карт) и его движение отражается на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Возникновение связанных с выдачей карты обязательств учитывается по дебету счета 009 на сумму лимита карты, а погашение – по кредиту на стоимость покупок владельцев данных карт. Также по кредиту 009 счета отражается номинальная стоимость карт, которые так и не были обменены на товар до окончания срока их действия.
Как известно, забалансовые счета двойной записи не имеют. Поэтому операции будут отражаться на счетах 006 и 009 параллельно, а не как двойная запись. Расходы на изготовление карт отнесем на дебет счета 44 «Расходы на продажу». Для учета обязательств перед покупателями подарочных карт стоит использовать отдельный субсчет на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Поскольку деньги де-юре выручкой не считаются, то отразим их на счете 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98-1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов»).

Как платить налоги

НДС. При продаже подарочной карты организация начисляет НДС с сумм частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (п. 1 ст. 154 НК РФ). Налог при этом исчисляется по расчетной ставке 18/118. При обмене карт непосредственно на товар стоимость товара, оплаченная картой и наличными деньгами (или только картой), облагается по ставке 18 процентов. Затем НДС, начисленный при продаже подарочной карты, будет принят к вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ). Когда карты распространяются бесплатно, в том числе в рекламных целях, НДС должен быть начислен исходя из продажных цен товаров, на которые планируется осуществить обмен карт, или исходя из номинала карты.
Дело в том, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Аналогичный вывод сделан в письме Минфина России от 31 марта 2004 года № 04-03-11/52.Как правило, товары по подарочным картам продаются физическим лицам за наличный расчет. Оформления счета-фактуры в этом случае не требуется, но только при условии выдачи кассового чека или бланка строгой отчетности. Случаи, когда вместо ККТ можно выдать бланк строгой отчетности, предусмотрены Законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (подробнее на эту тему читайте в журнале «Расчет» № 11 за ноябрь 2009 года, с. 62–66). Если же приобрести подарочную карту, то при получении денег за нее нужно выставить счет-фактуру не позднее пяти календарных дней с этого момента (п. 3 ст. 168 НК РФ). Если в пятидневный срок произошел обмен карты на товар, то счет-фактура по предварительной оплате не выставляется (письмо Минфина России от 6 марта 2009 г. № 03-07-15/39).

Подарочные карты для своих
Если подарочные карты распространяются организацией не только среди клиентов, но и вручаются в качестве поощрения собственным работникам, – нужно платить НДФЛ. Дело в том, что оплата работнику (полностью или частично) товаров (работ, услуг) или имущественных прав признается доходом, полученным в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).
Отнесение доходов в виде стоимости подарочных карт к подаркам, премиям или иным видам доходов зависит от документального оформления выплаты доходов. Если выдача подарочных карт сотрудникам оформляется в качестве подарка, полученного от организации, то карты номиналом до 4000 рублей НДФЛ не облагаются.
Аналогичный вывод сделан в письме Минфина России от 17 сентября 2009 г. № 03-04-06-01/240.

Налог на прибыль. Расходы на изготовление, доставку и хранение карт, которые будут проданы, включаются в расходы по налогу на прибыль в полном объеме (ст. 252 НК РФ). Экономическим оправданием послужит привлечение дополнительных покупателей. Сложнее с картами, распространяемыми бесплатно. Здесь действует ограничение на рекламные расходы. Так, приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также средства, выделенные на иные виды рекламы, включаются в расходы в размере не более 1 процента от выручки. Очевидно, что бесплатные подарочные карты как раз подходят под это определение. Организации, использующие метод начисления, доход отражают в момент передачи подарочной карты клиенту. Доход возникает в том квартале, когда товар будет реализован покупателю или срок действия так и не отоваренной карты истечет. По истечении срока, в течение которого клиент мог «отоварить» свою карту, деньги от ее продажи следует включить в состав внереализационных доходов как полученные безвозмездно (п. 8 ст. 251 НК РФ). Если условиями распространения карт возврат остатка неистраченных денег не предусмотрен, то аналогично следует поступить, если клиент использовал не весь номинал карты при покупке товара. Напомним, что расходы на
изготовление, доставку и хранение неотоваренных карт включаются во внереализационные расходы (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

ЕНВД.
Если по внутреннему положению о бонусной программе подарочные карты являются предоплатой за товар, такие сделки подпадают под определение розничной торговли для целей ЕНВД. Организациям, перешедшим на этот спецрежим, достаточно уплачивать «вмененный» налог, ориентируясь на установленные коэффициенты. Размер выручки значения не имеет.

УСН.
Организации, перешедшие на «упрощенку», уплачивают налог в зависимости от метода признания доходов. При кассовом методе доход определяется только в момент получения денег за подарочную карту. Ее дальнейшее «отоваривание» значения для налогообложения не имеет. А при методе начисления порядок налогового учета аналогичен способу, описанному для налога на прибыль.    

Всеволод Журавлев
Материал предоставлен журналом "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA