Страховые взносы:  «Что? Где? Когда?»

Страховые взносы: «Что? Где? Когда?»

22.12.2009

В новый год – с новыми законами и нормативными актами. 1 января 2010 года станет тем рубежом, который оставит в прошлом выплаты единого социального налога, заменив их страховыми взносами. Основной проблемой этого нововведения все еще являются пробелы в законодательстве. Некоторые бухгалтеры даже сравнивают новый порядок выплат с викториной «Что? Где? Когда?» Как не «проиграть» в первые же месяцы 2010 года, читателям нашего журнала рассказала Елизавета Стрыгина, руководитель отдела бухгалтерского учета компании «РосАудит».

Московский бухгалтер

- Перечислите, пожалуйста, наиболее важные положения, связанные с отменой единого социального налога?
- Начнем с главного. 1 января 2010 года вступит в силу Закон  от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее  - Закон № 212-ФЗ ), который регулирует отношения,  связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а глава 24 НК РФ «Единый социальный налог» будет исключена из Налогового кодекса (ч. 2 ст. 24 Закона от 24июля 2009 г. № 213-ФЗ).
Закон № 212-ФЗ предусматривает переход от уплаты единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды - в Пенсионный фонд (на обязательное пенсионное страхование), Фонд социального страхования (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и Фонд медицинского страхования (на обязательное медицинское страхование).  Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования должны быть установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в которых могут быть установлены иные категории страхователей, плательщиков страховых взносов.
Основные нововведения, отраженные в Законе № 212-ФЗ,  касаются:
         - изменения объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления для организаций и предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам;
        -  повышения ставок страховых платежей;
        -  установления нового порядка представления отчетности.
Согласно новому закону в облагаемую базу будут включаться фактически все выплаты лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, за исключением прямо поименованных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.  Указанный закон в отличие от ЕСН не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты физическим  лицам от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль.
С 1 января 2010 года отменяется регрессивная шкала, устанавливается предельная база для начисления страховых взносов на каждого работника, рассчитываемая нарастающим итогом с начала года, которая составит 415 000 руб. Выплаты в пользу работника свыше этой суммы облагаться взносами не будут.
  Новым законом установлены следующие тарифы страховых взносов:
          - 26% - ПФР;
          - 2,9% - ФСС;
         - 2,1% - ФФОМС;
         - 3%   - ТФОСМ.
Следует иметь в виду, что указанные тарифы надо будет применять только с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 62 Закона  № 212-ФЗ)

-  В чем будут состоять новые особенности уплаты страховых взносов в ФСС за иностранных граждан?
- Одним из существенных дополнений, выгодных для плательщиков страховых взносов в ФСС, нанимающих на работу иностранных граждан,  будет являться то, что с  2010 года не будут облагаться страховыми взносами  выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных лиц и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (подп. 15 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Это обусловлено тем, что указанные лица не имеют права на медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение в РФ.

- Установлен порядок формирования базы для уплаты налогов. Что изменилось?

- В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона №  212-ФЗ база для страховых взносов для организаций и предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками  страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. Базу для начисления страховых взносов необходимо определять отдельно по каждому физическому лицу с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Предельный размер базы для начисления страховых взносов в отношении каждого не должен превышать 415 000 руб.
Согласно п. 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации, размер которой должен определяться правительством РФ.
При расчете базы для начисления страховых взносов в случае, если выплаты и иные вознаграждения произведены в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты.
 Перечень необлагаемых выплат в основном совпадает со ст. 238 НК РФ, исключены:
          - компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;
          - денежные выплаты за тяжелые, вредные и опасные условия труда (кроме компенсаций за молоко или другие равноценные продукты);
         - выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей морских и воздушных судов, выполняющих заграничные рейсы.
Кроме этого, будет облагаться страховыми взносами:
        - материальная помощь работникам при рождении (усыновлении) ребенка, если она выплачена  в течение года после такого события и в сумме, не превышающей 50 000 руб.;
       - любая материальная помощь, если она не превышает 4000 руб. в год.

- Какой порядок уплаты взносов будет установлен для организаций, имеющих обособленные подразделения?

-  Если у организации есть обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, то уплата страховых взносов и представление расчетов осуществляются по месту нахождения этих обособленных подразделений (п. 11 ст.15 Закона № 212-ФЗ)
   Сумма страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящихся к этому обособленному подразделению.
     Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которых входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
    Исключением являются организации,  имеющие  обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации, у которых уплата страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также представление расчетов по страховым взносам по данным обособленных подразделений осуществляются организацией по месту своего нахождения.
  - А как быть организациям, применяющим специальные налоговые режимы? С введением нового закона мы должны будем перечислять взносы на общих основаниях?
 - Нет, предусмотрено, что общий размер тарифов страховых взносов сохранится в размерах действующих ставок ЕСН. Это сделано для того, чтобы смягчить переход с ЕСН на уплату страховых взносов в отдельные внебюджетные фонды (ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Только начиная с 2011 года организации, применяющие УСНО или переведенные на уплату ЕНВД, будут начислять страховые взносы на общих основаниях.
При этом «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, смогут включать суммы страховых взносов в состав налоговых расходов (пп. 7 п. 1 ст. 346 НК РФ, подкорректированный п. 11 ст. 24 Закона № 213-ФЗ)  
«Упрощенцы» с объектом обложения «доходы» и «вмененщики» смогут уменьшить единый налог на сумму страховых взносов, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 ст. 346 НК РФ, измененный п. 16 ст. 24 Закона № 213 или 212 ??-ФЗ) При этом сохранится ограничение, что налог не может быть уменьшен более чем на 50%.
«Упрощенцы» на патенте смогут уменьшить его стоимость не более чем на 2/3 его цены.
«Спецрежимникам» придется сдавать отчеты во внебюджетные фонды начиная с отчетов за I квартал 2010 года.

-   Уточните, пожалуйста, сроки уплаты взносов и порядок подачи отчетности  в Пенсионный фонд?

-  Пунктом 3 ст. 15 Закона № 212-ФЗ установлено, что по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Ежемесячные обязательные платежи страхователь должен уплатить не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
 Плательщики страховых взносов в ПФР ежеквартально представляют до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное  пенсионное страхование.
  За 2010 год сведения персонифицированного учета должны быть предоставлены в ПФР дважды:
     - за полугодие 2010 года – до 1 августа;
    - за 2010 год – до 1 февраля 2011 г.
Начиная с 2011 года сведения  нужно будет предоставлять ежеквартально

- Действительно ли в ФСС можно будет сдавать электронную отчетность по страховым взносам бесплатно?

- К сожалению, пока нельзя с уверенностью сказать, сможет  ли ФСС организовать отчетность в электронном виде своими силами. В настоящее время отсутствует какая-либо информация, регламентирующая этот процесс у ФСС. Но, начиная с 2010 года, все организации с численностью сотрудников более 100 человек обязаны отчитываться в ФСС только в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, а с 2011-го это будет касаться  и компаний со штатом более 50 человек.

- Налоговые инспекции действительно отстраняются от проверок уплаты пенсионных взносов и взносов в фонды ОМС?

- Да, это действительно так.  Контроль правильности исчисления полноты и своевременности уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФР и его территориальные органы – в отношении страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на ОМС, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (ст. 3 Закона  №  212-ФЗ)
   Органы контроля имеют право проводить следующие виды проверок:
   - камеральную;
   - выездную.

- Расскажите, пожалуйста, о контроле над уплатой страховых взносов, санкциях за допущенные нарушения, взыскании недоимки, пеней и штрафов по взносам?

- Статья 3 Закона № 212-ФЗ предусматривает передачу  контроля над  уплатой страховых взносов внебюджетным фондам. Территориальные органы ПФР и ФСС будут проводить  выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании ежегодно разработанных планов.
   Статьей 46 Закона № 212-ФЗ установлена ответственность плательщиков страховых взносов за:
         - непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля – штраф в размере 5% суммы страховых  взносов, подлежащих уплате на основе этого расчета,  за каждый полный и неполный календарный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.;
      - непредставление  соответствующего  расчета более 180 дней – штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе этого расчета, за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.;
     - занижение базы для начисления страховых взносов – штраф в размере 20% от неуплаченной суммы, в случае умышленного занижения - 40%.
  Статьей 48 Закона № 212-ФЗ установлена ответственность за отказ или непредставление в орган контроля документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
 Кроме того, установлена административная ответственность для должностных лиц страхователей:
      - за нарушение срока регистрации в фондах вводится штраф 500-1000 руб.;
      - за нарушение срока представления в фонды сведений об открытии и закрытии счета - штраф 1000-2000руб;
     - за нарушение срока представления в фонды расчетов  - штраф 300-500 рублей;
    - за непредставление в фонды документов и сведений, необходимых для контроля, - штраф 300-500 руб.

- Как можно будет обжаловать решения ПФР и ФСС, принятые на основании проверок,  каков новый порядок подачи и рассмотрения жалоб,  сроки и процедура согласно закону?

- Решения ПФР и ФСС, принятые на основании проверок, могут  быть обжалованы путем подачи жалобы в письменной форме в вышестоящий орган контроля над уплатой страховых взносов  или подачи  заявления в Арбитражный   суд. Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Решение вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов в отношении жалобы должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения.

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер"

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное